Тираж 7 экземпляров, экземпляр № 4
На плинте справа подпись, дата и надпись: Archipenko 1928 // 4/7
Экспертное заключение НИНЭ имени П. М. Третьякова ОДП 16482, №10635-21 от 11 ноября 2021 (копия). Эксперт И. Ф. Красникова
***
Александр Архипенко стоит в ряду лучших скульпторов двадцатого века. Его уникальный синтетический талант дал импульс развитию авангардного европейского искусства. «В течение полувека я экспериментировал с формами, устанавливая и переустанавливая координацию материальных и абстрактных элементов в соответствии с моей концепцией гармонии, эстетической красоты и духа», — писал скульптор.
В конце 1920-х годов под влиянием рынка и набирающего популярность стиля ар-деко А. Архипенко создает серию статуэток, несущих оттенок салонной красоты и изысканности. Изображается женская фигура с длинными ногами, высокой тонкой талией, головой склоненной к плечу, образующей диагональ, которая повторяется линией бедра. В некоторых случаях лицо, груди, бедра отображены вогнутостями — формальным изобретением Архипенко. Статуэтки пользовались успехом у зрителей, и, по мнению ряда критиков, именно эти работы — высочайшее достижение мастера и воплощают современный послевоенный канон красоты и пропорций. В Архипенко видели лидера современного стиля. Данная композиция 1928 года встречается достаточно редко. Очень высокая по пропорциям женщина задрапирована в покрывало, освобождающее только лицо и часть груди. Фигура дана в легком контрапосте, верхняя часть торса слегка повернута относительно нижней, и в этом — особое умение Архипенко передать состояние неуловимого момента движения. Ее формы строги, конструктивны и обобщенно пролеплены, напоминают классические изваяния (фигуры жриц и весталок с рельефов Древнего Рима).
Художника интересовал цвет, и он активно вводил полихромию в скульптуру, демонстрировал возможности патины во множестве своих произведений.
В 1957 году художник начал отливку значительного количества бронзовых копий своих скульптур. Он утверждал, что художник имеет право делать все, что считает нужным, со своими произведениями и так долго, как сам остается погруженным в произведение, чья историческая ценность не меняется.Данный экземпляр отличает высокое качественное мастерство литья, тонкие грани переходов от мягких объемов форм, к четким острым линиям рисунка. Чистота обработки поверхности свидетельствует о близости к авторской модели и небольшом тираже этого выпуска, что отмечено маркировкой (4/7).
Такое бережное отношение к поверхности характерно для высокой квалификации мастеров и достоверности отливки (И. Ф. Красникова).
***
Александр Порфирьевич Архипенко родился 30 мая 1887 в Киеве. Его отец, инженер-изобретатель, заведовал физическими лабораториями в Киевском университете. Дед скульптора был художником-иконописцем.
Занятия живописью Архипенко начал в 1900–1901 с копирования из книги рисунков Микеланджело.
С 1902 учился в Киевском художественном училище, в 1905 был исключен. Продолжил образование в частных студиях Москвы. Начал работать в МУЖВиЗ.
Переехал во Францию, поселился в колонии художников La Ruche («Улей»), короткий период учился в Школе изящных искусств в Париже. Затем вместе с А. Модильяни изучал скульптуру Древнего Египта, Ассирии, Центральной Америки, Африки. В 1910 вместе с А. А. Экстер, К. С. Малевичем, П. Пикассо, Ж. Браком, А. Дереном и др. выставлялся в Салоне Независимых в Париже, участвовал в выставках в Гааге и Берлине. В том же году совместно с группой художников и скульпторов-кубистов открыл мастерскую на Монпарнасе, в 1912 — собственную художественную школу в Париже. Тогда же состоялась и первая персональная выставка скульптора в Хагене (Германия), затем он совершил длительное путешествие с выставкой своих работ по Италии, Швеции, Германии, Чехии. В 1914 переехал в Ниццу.
В 1921 поселился в Берлине, где снова создал свою художественную школу. В том же году в Музее Современного искусства (Нью-Йорк) прошла выставка работ скульптора, после которой почти во всех европейских странах, в том числе и в России, появились монографии о нем.
В 1923 уехал в США, где в 1929 принял американское гражданство. В США Архипенко создал несколько художественных студий и школ: в Вудстоке (1924), Лос-Анджелесе (1935), Чикаго (конец 1930-х) и т. д. Работал в Институте рисунка (Чикаго), Вашингтонском университете (Сиэтл), университете Канзас-Сити, в Новом Баухаусе; ездил с лекциями по городам США.
Признание к Архипенко пришло рано. При жизни мастера состоялось более 110 его персональных выставок в лучших галереях и музеях мира.
Умер А. П. Архипенко в своей мастерской в Нью-Йорке 25 февраля 1964.
Произведения Архипенко представлены в Государственном Эрмитаже, Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Московском музее современного искусства, во многих крупных музеях Европы, США, Израиля, в частных собраниях.
Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.
Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.