logo
Клевер Юлий Юльевич
Зимний вечер
1917 г.
Торги завершены
Перейти в каталог
Материалы: холст, масло
Размер: 67,4 × 48,3 см

Другое название (по А. Б. Алёшину, А. Е. Ястремскому): Вечерний зимний пейзаж с избушкой

 

Справа внизу подпись и дата: Ю. Клеверъ // 1917.

 

На подрамнике, слева вверху, надпись: 20,000

 

На тыльной стороне рамы, слева вверху, две этикетки аукционного дома Dorotheum (Вена, Австрия)

 

Экспертное заключение НИНЭ имени П. М. Третьякова ОЖ 23036, № 14211-35 от 26 августа 2024. Эксперт, искусствовед А. Б. Дергачева

 

Экспертное заключение Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина 33 № 33/11 от 11 декабря 2006 (копия). Профессор кафедры реставрации Института имени И.Е. Репина А.Б. Алёшин, кандидат искусствоведения А. Е. Ястремский

 

Провенанс:

• частная коллекция, Санкт-Петербург (до 2010);

• частная коллекция, Москва (2010 — наст. вр.)

 

Пожелтение лака, справа внизу кракелюр и незначительные нарушения красочного слоя, общие загрязнения

 

Работа оформлена в раму (85,8 × 66)

 

***

Юлий Юльевич Клевер-старший (1850–1924) — знаменитый русский художник немецкого происхождения последней трети XIX — начала ХХ века, академик и профессор Академии художеств, основатель целой художественной династии. Этот живописец разработал собственную уникальную манеру изображения пейзажа, для которой характерны использование цветовых и световых эффектов, доработка реального пейзажа-прототипа для достижения особого драматизма и максимальной выразительности образа. К примеру, художник часто прибегал к фрагментарному ассиметричному типу композиции, вынося на первый план причудливо изогнутые деревья, ветки и т.д. Как отмечает профессор ботаники В. Н. Голубев, в этом Юлий Клевер сближается с традиционным японским и китайским искусством, для которых также характерно изображение необычных растений в природе — по-особому наклоненных стволов, изогнутых веток и т.д. (Голубев В. Н. Клевер. Уходя в дебри // Антикварный мир — 2010. — № 3 — С. 3).

 

На картинах Юлия Клевера суровые зимние пейзажи, освещенные закатным и рассветным солнцем, непроходимая лесная чаща или затянутый тиной пруд в заброшенной усадьбе настраивают зрителя на лирический лад. Изображенные с особой точки зрения, эти неприветливые и глухие места словно вовлекают смотрящего на них внутрь картины, вселяют ему печально-элегичное чувство одиночества и особой вовлеченности и сопричастности этим величественным пейзажам. Это не столько изображение природы как таковой, сколько портрет местности, со своим настроением и характером. По этим признакам творчество Юлия Клевера с полным правом можно отнести к направлению романтизм.

 

Художника часто определяют как представителя салонного академизма, что во многом обусловлено огромной популярностью его работ среди современников. Юлий Клевер был невероятно успешен при жизни: иметь его работу дома считалось хорошим тоном, а среди покупателей его картин числились Павел Михайлович Третьяков и многие представителя семьи Романовых, включая императора Александра III.

 

В каком-то смысле повышенный спрос на работы сыграл с художником злую шутку — ему приходилось, не покладая рук, повторять и варьировать сюжеты прошлых удачных произведений. А в 1890-е годы (как определила искусствовед и сотрудник отдела научной экспертизы ГТГ Ирина Рустамова, в период, начавшийся не ранее 1893 года и вплоть до 1898–1899) пришлось прибегнуть к артельному методу работы — поручить нескольким помощникам прорисовку промежуточного слоя картины, оставляя себе лишь финальные штрихи. Сегодня такие работы, созданные Клевером и мастерской, даже имеют общее название — «клеверки». Плюс к этому у Клевера появилось огромное множество подражателей, которые создавали пейзажи в похожей стилистике. Впрочем, всё это лишь утверждает уникальность и новаторскую природу творчества художника — в особенности в период изначального расцвета 1870–80-х годов (Мария Онучина, AI).

 

***

Юлий Юльевич Клевер-старший родился в 1850 году в семье профессора Дерптского университета. С 1867 учился в ИАХ, сначала как вольнослушатель на архитектурном отделении, с 1868 — постоянным учеником в пейзажном классе у С. М. Воробьева, а позже у М. К. Клодта. В 1870 был награжден малой и большой серебряными медалями. Несмотря на успехи, курса обучения не окончил. «“Я выхожу из числа учеников, — писал он в Дерпт обеспокоенным родным. — Поставил цель — развить свое дарование без помощи наставников, единственно работая с натуры”. И он действительно много работает. Ездит по окрестностям Петербурга, наблюдает, пробует, ищет свою тему. И уже вскоре к нему приходит первое признание. Полотно “Заброшенное кладбище зимой” покупает влиятельнейший граф П. С. Строганов, член Общества поощрения художеств; картину “Закат в лесу” приобретает президент Академии художеств великая княгиня Мария Николаевна. Окрыленный успехом в высших художественных кругах, 24-летний живописец организует свою персональную выставку. Выставка имела шумный успех, о молодом художнике заговорили. Еще через два года одну из картин Клевера приобретает сам Александр II. И Клеверу, так не окончившему академического курса, тут же присвоили звание классного художника 1-й степени (1876), звание, которое давалось лишь наиболее прилежным выпускникам. А еще через два года он уже академик живописи (1878)» (nsartmuseum.ru).

 

В 1879 совершил поездку на остров Нарген в Эстонии. В 1880-х много путешествовал по России и Европе. В 1880–1881 изучал пейзажную живопись в Германии. В 1881 получил звание профессора ИАХ. В 1882, 1883, 1884, 1885 в Петербурге прошли персональные выставки художника.

 

В конце 1880-х работал над устройством парка и декоративным оформлением особняка А. Г. Кузнецова в крымском имении Форос, для которого написал пятнадцать живописных панно.

 

В 1890-х был привлечен в качестве свидетеля по делу о финансовых злоупотреблениях конференц-секретаря ИАХ П. Ф. Исаева. В связи с этим временно покинул Россию, несколько лет жил в Германии. По возвращении на родину жил в Петербурге. В конце 1890-х покинул Петербург и в ближайшие несколько лет много работал в различных загородных усадьбах: в имении Абросовичи Витебской губернии, в имении дворян Полянских Герчики (ныне Герчиково). Далее переехал в Ригу, преподавал там в собственной студии, писал там множество видов ее окрестностей.

 

В связи с путешествиями в живописи Клевера появляются новые мотивы: виды усадебных парков и дач, Рижского взморья и т.д.

 

Благодаря высочайшему живописному мастерству картины Клевера были востребованы заказчиками, приобретались членами императорской семьи и аристократических семей, крупными частными художественными галереями России, богатыми предпринимателями и являлись предметом коллекционирования уже на рубеже XIX–XX веков. Несколько работ художника приобрел в свою коллекцию П. М. Третьяков.

 

Участвовал в выставках ИАХ, Московского общества любителей художеств, Санкт-Петербургского общества художников, Общества поощрения художеств, экспонировал свои работы на Всемирной выставке в Вене (1873), Международных выставках в Филадельфии (1876), Берлине (1880, 1883, 1888) и Мюнхене (1879, 1888, 1891), Парижском Салоне (1882, 1884).

 

Умер Юлий Клевер в Ленинграде в 1924 году.

 

Сыновья Клевера — Оскар Юльевич (1887–1975) и Юлий Юльевич (1882–1942) — и дочь, Мария Юльевна (1878–1867), также стали художниками.

 

Произведения Клевера-старшего находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Ярославском художественном музее, Рыбинском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике, Переславль-Залесском историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и др. (artinvestment.ru).

 

Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.

Количество просмотров: 36
Количество лайков: 0
Количество подписок: 0
Биография

Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.

Информация
ARTinvestment
г. Москва, Гороховский переулок, д.7
Вам может это понравиться