Слева внизу подпись и дата: К. Вещилов // 1911 г; справа внизу надпись: Поэту – художникъ! // Многоуважаемой Надеждљ Ивановнљ Грамматчиковой // на добрую память Конст. Вещиловъ // 17го сентября 1911. .
Оборот скрыт
Экспертное заключение ЦХЭ имени И. Е. Репина Э-816/23_25, № 3118-1-23 от 9 ноября 2023. Эксперт, искусствовед М. А. Горбачева, зав. отделом экспертизы В. А. Пятков
Справа вверху незначительное отверстие, не затрагивающее рисунка
Работа монтирована на основу и оформлена в раму со стеклом (60,7 × 83,2)
***
Надежда Ивановна Грамматчикова (ур. Шамшева, 1869 — после 1928) — дворянка, дочь поручика, жена морского офицера, дворянина К. А. Грамматчикова (1856 — после 1918). В 1913 году выпустила сборник стихотворений и сказок для детей «Песни сердца».
Константин Грамматчиков с января 1904 в чине капитана 1-го ранга командовал броненосным крейсером «Аскольд». В бою 28 июля 1904 команда «Аскольда» артиллерийским огнем на рейде Порт-Артура нанесла повреждения двум японским крейсерам «Асама» и «Якумо». Потеряв восемь орудий и две дымовые трубы, крейсер «Аскольд» сумел прорвать японскую блокаду и уйти в Шанхай, где был интернирован. По возвращении в Россию К.А. Грамматчиков продолжил службу на Балтийском флоте, в 1908 был произведен в контр-адмиралы с назначением младшим флагманом. В 1909 возглавлял следственную комиссию по расследованию злоупотреблений чиновников Морского ведомства, после чего был назначен начальником штаба Начальника морских сил в Тихом океане, затем врио командующего Сибирской флотилией. В отставку вышел по состоянию здоровья в 1912 в чине вице-адмирала и возвратился в Петербург.
Близко знакомый с семьей Грамматчиковых главный художник Морского министерства К.А. Вещилов, автор батального полотна «Крейсер «Аскольд» в бою 28 июля 1904 г. в Желтом море», преподнес Надежде Грамматчиковой в день ангела 1911 года свою работу «Возвращение из церкви» с такой дарственной надписью: «Поэту – художник! Многоуважаемой Надежде Ивановне Грамматчиковой на добрую память Константин Вещилов. 17 сентября 1911 г.» (Н.И. Юдина, М.Т. Валиев. Биографическая страничка Алексея Константиновича Грамматчикова. https://kmay.ru/sample_pers.phtml?n=873. Дата обращения 01.04.2025).
***
Сегодня Константин Александрович Вещилов, автор картины «Возвращение из церкви» (1911), более всего известен своими пейзажами, однако начинал любимый ученик И. Е. Репина как жанровый и исторический живописец, картины которого экспонировались, приобретались в крупные собрания, но при этом получали и критические отзывы, во многом обусловленные общей усталостью от ставших уже избитыми академических тенденций. И лишь во второй половине 1910-х годов в его творчестве начала преобладать линия интимного пейзажа, вбирающая в себя лучшие достижения русской пейзажной школы, которая отказалась от риторики передвижников в пользу передачи эмоционально-духовных аспектов в изображениях природы. За годы работы и в России, и в эмиграции Вещилов развил свою пейзажную манеру, сделал ее узнаваемой и любимой многочисленными почитателями.
Константин Александрович Вещилов происходил из купеческой семьи. В 1893–1896 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, в 1896 перешел в Рисовальную школу княгини М. К. Тенишевой в Санкт-Петербурге. В 1898 поступил в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств, занимался в мастерской И. Е. Репина. Параллельно был слушателем Высших художественно-педагогических курсов при Академии художеств (1902–1903). В 1904 за картину «Иоанн Грозный после казанских побед» получил звание художника и право пенсионерской поездки за границу.
В 1905–1906 как пенсионер Общества поощрения художеств жил в Италии и Франции. В 1905 за картину «Прощеное воскресенье на Руси в XVIII столетии» получил премию А. И. Куинджи, в 1908 — премию Общества поощрения художеств за картину «Степан Разин на Волге». В 1908 окончил Археологический институт. В 1912 совершил путешествие в Египет и Палестину, где работал над этюдами к картине «Цезарь и Клеопатра», а также в Италию и Францию. С 1912 состоял художником в Морском министерстве.
С 1910 занимался сценографией, оформил пьесу А. С. Суворина «Царь Дмитрий Самозванец и царевна Ксения» для театра Литературно-художественного общества. В 1913 исполнил эскизы костюмов и декораций к операм «Богема» Дж. Пуччини и «Кармен» Ж. Бизе для театра Музыкальной драмы. С 1914 заведовал декорационной частью Суворинского театра.
С 1904 (до 1917) — постоянный экспонент Общества русских акварелистов, с 1911 — его член. С 1914 (до 1918) экспонировал свои работы на выставках ТПХВ, участвовал в выставках Товарищества художников и Общества Куинджи. В 1916 избран академиком Академии художеств.
После революции работал в Обществе взаимного вспомоществования русских художников (1918). В 1919 принял участие в Первой Государственной свободной выставке произведений искусств в Петрограде. В 1920 исполнил зарисовки участников II Конгресса Коминтерна.
В 1922 эмигрировал во Францию, жил в Париже. В 1927 и 1928 прошли персональные выставки Вещилова в галерее «Шарпантье». В 1927 экспонировал работы на «Выставке театрально-декорационного искусства 1917–Х–1927» в Ленинграде. В 1928–1930 работал художником-декоратором и режиссером в Русском интимном театре Д. Кировой. С 1933 — член правления секции художников при Союзе деятелей русского искусства во Франции. Участник многих групповых выставок русского искусства за рубежом, в том числе в 1930 — в Белграде, в 1931 и 1932 — в Париже.
В середине 1930-х переехал в США, поселился в Нью-Йорке, организовал персональную выставку в галерее «Метрополитен» (Мария Онучина, AI).
Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.
Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.