Слева внизу: P. h. Maliavine
Экспертное заключение ЦХЭ имени И. Е. Репина Э-816/23_53, № 3752-1-24 от 12 сентября 2024. Эксперт, искусствовед М. А. Горбачева, зав. отделом экспертизы В. А. Пятков
Следы бытования. По краям и углам следы повреждения бумаги, замятия, надрывы, следы реставрации
Работа оформлена в раму со стеклом (80 × 65)
***
«В истории русской художественной культуры искусство Филиппа Малявина не соотносится ни с одним направлением. Ему удалось выработать собственную, озаренную мистическим светом эстетику. В своей живописи Малявин, сохранив реалистическую манеру, соединил стилистику модерна с приемами импрессионистов, наполнил живописный контекст драматургией экспрессионизма. Из этого синтеза и появился неповторимый стиль Филиппа Малявина, крупнейшего художника конца XIX — первой половины XX столетия, одного из ярчайших представителей Серебряного века» (М. В. Семина).
«Помимо живописных полотен, мастер много и усердно занимался графикой, на которой все также изображал образы деревенских “баб”. “Огромной популярностью среди коллекционеров — как знатоков, так и любителей, пользовалась графика Малявина, высокие цены на которую никого не смущали: Малявина окружала толпа покупателей, совавших ему в руки заклеенные пачки денег за его рисунки баб”» (М. А. Горбачева, В. А. Пятков).
***
Филипп Андреевич Малявин (1869–1940) — выдающийся русский живописец и график, в чьем уникальном авторском стиле прослеживается влияние модерна, импрессионизма и экспрессионизма. Художник, входивший в объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников», наиболее известен своими портретами русских баб в пестрых, пылающих оттенками красного одеждах. Эти яркие, экспрессивные полотна сделали Малявина знаменитым не только на родине, но и на международном уровне.
Филипп Малявин родился в 1869 в селе Казанка Самарской губернии. Происходил из крестьянской семьи. В 1885–1892 работал в иконописной мастерской в русском монастыре Св. Пантелеимона на Афоне. При содействии скульптора В. А. Беклемишева в 1892 поступил в петербургскую Академию художеств. Занимался у П. П. Чистякова. В 1894–1899 учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств (ВХУ) — в мастерской И. Е. Репина. В 1899 создал конкурсную (выпускную) картину «Смех». Произведение было отвергнуто Советом ИАХ. Лишь благодаря ходатайству Репина и В. В. Матэ Малявин получил за портреты звание художника без права пенсионерской поездки. Однако неудача выпускной работы была временной. Годом позже картина «Смех» была удостоена золотой медали на Всемирной выставке в Париже, а в 1901 куплена в коллекцию Международной галереи современного искусства в Венеции. Малявин приобрел европейскую известность и, вдохновленный успехом, создал целую серию картин, изображающих русских крестьянок.
С 1903 — член и постоянный экспонент Союза русских художников. Участвовал в выставках ТПХВ, «Мира искусства», СРХ.
В 1900 и 1906 совершил путешествия в Париж, в 1906 выставлялся на Осеннем салоне. В том же году удостоен звания академика.
До 1900 жил в Москве, в 1900–1917 — в деревне Аксиньино под Рязанью, в 1918–1920 — в Рязани. После революции работал в Рязанском комиссариате просвещения, участвовал в создании городской картинной галереи, студии живописи, охране памятников старины. Был одним из руководителей Рязанских Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ).
Во время Всероссийской конференции 1920 был делегатом от Союза русских художников. Сделал много натурных зарисовок В. И. Ленина.
В 1922 уехал из России в Берлин, переехал во Францию. Жил в Париже, Мальме, затем в Ницце.
Во время оккупации Бельгии летом 1940 года Малявин оказался в Брюсселе. Оккупационные власти задержали художника, обвинив в шпионаже, однако впоследствии отпустили. Малявину удалось с трудом добраться до Ниццы. Там 23 декабря 1940 художник скончался.
Произведения художника хранятся в российских музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Русском музее и Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге (в основном работы 1890-х — начала 1920-х, т. е. доэмиграционного периода). Значительная часть наследия находится в зарубежных частных собраниях, в частности в коллекции наследников зятя Малявина — парижского художника и скульптора Л. М. Бенатова.
Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.
Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.