logo
Малявин Филипп Андреевич
Портрет девочки
26 апреля 1920 г.
Торги завершены
Перейти в каталог
Материалы: бумага, графитные и восковые карандаши
Размер: 44 × 29,5 см

Справа внизу графитным карандашом подпись и дата: Ф. Малявин // 1920 г. 26/4

 

Искусствоведческое экспертное заключение Art Сonsulting № ИЭЗ 2298-13 от 03.09.2013 (копия). Эксперт-искусствовед Е. М. Жукова

 

Пожелтение бумаги, затеки по краям листа, незначительное повреждение бумаги слева внизу; разрыв бумаги посередине левой половины листа, подклеенный с оборота

 

***

В обширном графическом наследии Малявина подавляющее большинство составляют зарисовки на листах альбомов, в большинстве случаев впоследствии разрозненных, или на листах самодельных стопок дешевой бумаги. У Малявина это рабочий материал, потребность постоянно совершенствовать рисуночное мастерство, а наиболее частая «натура» для него — собственное лицо и семейный круг. Поэтому большинство рисунков, как правило, не закончены, а многие лишь начаты. И только наиболее проработанные рисунки крестьянок, сделанные в рязанском имении автора, он рассматривал как выставочный материал и подписывал их.

 

Данный рисунок сделан на более качественной бумаге и имеет авторскую подпись и датировку. По-видимому, рисунок предназначался для родителей изображенной девочки. Поставив на нем подпись, автор тем самым подтвердил законченность рисунка (Е. М. Жукова).

 

***

Филипп Андреевич Малявин (1869–1940) — выдающийся русский живописец и график, в чьем уникальном авторском стиле прослеживается влияние модерна, импрессионизма и экспрессионизма. Художник, входивший в объединения «Мир искусства» и «Союз русских художников», наиболее известен своими портретами русских баб в пестрых, пылающих оттенками красного одеждах. Эти яркие, экспрессивные полотна сделали Малявина знаменитым не только на родине, но и на международном уровне.

 

Филипп Малявин родился в 1869 в селе Казанка Самарской губернии. Происходил из крестьянской семьи. В 1885–1892 работал в иконописной мастерской в русском монастыре Св. Пантелеимона на Афоне. При содействии скульптора В. А. Беклемишева в 1892 поступил в петербургскую Академию художеств. Занимался у П. П. Чистякова. В 1894–1899 учился в Высшем художественном училище живописи, скульптуры и архитектуры при Академии художеств (ВХУ) — в мастерской И. Е. Репина. В 1899 создал конкурсную (выпускную) картину «Смех». Произведение было отвергнуто Советом ИАХ. Лишь благодаря ходатайству Репина и В. В. Матэ Малявин получил за портреты звание художника без права пенсионерской поездки. Однако неудача выпускной работы была временной. Годом позже картина «Смех» была удостоена золотой медали на Всемирной выставке в Париже, а в 1901 куплена в коллекцию Международной галереи современного искусства в Венеции. Малявин приобрел европейскую известность и, вдохновленный успехом, создал целую серию картин, изображающих русских крестьянок.

 

С 1903 — член и постоянный экспонент Союза русских художников. Участвовал в выставках ТПХВ, «Мира искусства», СРХ.

 

В 1900 и 1906 совершил путешествия в Париж, в 1906 выставлялся на Осеннем салоне. В том же году удостоен звания академика.

 

До 1900 жил в Москве, в 1900–1917 — в деревне Аксиньино под Рязанью, в 1918–1920 — в Рязани. После революции работал в Рязанском комиссариате просвещения, участвовал в создании городской картинной галереи, студии живописи, охране памятников старины. Был одним из руководителей Рязанских Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ).

 

Во время Всероссийской конференции 1920 был делегатом от Союза русских художников. Сделал много натурных зарисовок В. И. Ленина.

 

В 1922 уехал из России в Берлин, переехал во Францию. Жил в Париже, Мальме, затем в Ницце.

 

Во время оккупации Бельгии летом 1940 года Малявин оказался в Брюсселе. Оккупационные власти задержали художника, обвинив в шпионаже, однако впоследствии отпустили. Малявину удалось с трудом добраться до Ниццы. Там 23 декабря 1940 художник скончался.

 

Произведения художника хранятся в российских музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве, Государственном Русском музее и Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств в Санкт-Петербурге (в основном работы 1890-х — начала 1920-х, т. е. доэмиграционного периода). Значительная часть наследия находится в зарубежных частных собраниях, в частности в коллекции зятя Малявина — парижского художника и скульптора Л. М. Бенатова.

 

Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.

Количество просмотров: 69
Количество лайков: 0
Количество подписок: 0
Биография

Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.

Информация
ARTinvestment
г. Москва, Гороховский переулок, д.7
Вам может это понравиться