logo
Григорьев Борис Дмитриевич
Няньки в Булонском лесу
1915 г.
Торги завершены
Перейти в каталог
Материалы: бумага на картоне, гуашь
Размер: 53 × 74,4 см

Слева внизу подпись: Б. Григорьев; справа внизу дата: 915

 

На обороте, по центру, графитным карандашом надпись, подпись инициалами и дата: Парижанки» // Б.Г. 915 г.

 

На монтировочном картоне:

• в левом верхнем углу бумажная этикетка: Центральный Дом литераторов // им. А. А. Фадеева // Клуб коллекционеров // при Советском Фонде культуры // В ы с т а в к а // «ХУДОЖНИКИ РОССИИ ЗА РУБЕЖОМ» // (XIX — начало ХХ веков) // Из частных коллекций // Автор: Б. Григорьев // Название: Няньки в Булонском // лесу 1915 // Собственность: В. Дудакова;

• правее бумажная этикетка*: ДВА СФК // Автор Григорьев Б. Д. // Название Няньки в Булонском лесу // Техника Бум. гуашь // Выставка Русский авангард // Владелец Дудаков, Кашуро;

• правее бумажная этикетка*: ДВА СФК // Автор Григорьев Б. Д. // Название «Няньки в Булонском // лесу» // Техника К. гуашь, 1915, 54 × 76 // Выставка «Русск. авангард» — ИСП. // Владелец В. А. Дудакова //М. К. Кашуро;

• в правом нижнем углу пластиковая этикетка*: NIÑERAS EN EL BOSQUE DE BOULOGNE.1915 // GRIGORIEV BORIS DMITRIEVICH (1886–1939) // Cartón, aguada 54 × 76 cm // Colessión de V.A.Dudakov y M.K.Kashuro

 

* — этикетки связаны с экспонированием работы на выставке Vanguardismo ruso de colecciones privadas (1900–1935), 1991, Валенсия, Испания

 

Выставки:

• Russian Art Exhibition, 8 марта — 20 апреля 1924, здание Grand Central Palace, Нью-Йорк, США;

• Художники России за рубежом (XIX — начало ХХ веков). Из частных коллекций. . Центральный Дом литераторов им. А. А. Фадеева. Клуб коллекционеров при Советском Фонде культуры, Москва;

• Борис Григорьев. К 50-летию памяти художника. Живопись и графика, из музеев и частных собраний. 1989, Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псков;

• Vanguardismo ruso de colecciones privadas (1900–1935), май — июнь 1991, Museo de la Ciudad (Palacio Marqués de Campo), Валенсия, Испания;

• Охотники за искусством. 21 апреля — 29 августа 2021, Музей русского импрессионизма, Москва;

 

Публикации:

• Борис Григорьев : каталог выставки : к 50-летию памяти художника, живопись и графика, из музеев и частных собраний / Управление культуры Псковского Облисполкома, Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Псковское отделение Советского фонда культуры ; автор-исполнитель Р. Н. Антипова. — Псков : [б. и.], 1989. С. 30 (б/илл.);

• Vanguardismo ruso de colecciones privadas, 1900-1935 : [exposición celebrada en] Palacio del Marqués del Campo, Museo de la Ciudad, Valencia, mayo - junio 1991 / [textos de Orlando Franco, Dmitrij Sarabiánov y Valeri Dudakov ; traducción de Victoria Hayward].— [Valencia] : Galería XXI , D.L. 1991. С. 154 (без илл);

• В. Дудаков, М. Кашуро = V. Dudakov, M. Kashuro : каталог / сост.: К. Дудаков-Кашуро, Г. Казарян. — Санкт-Петербург : Золотой век ; Москва : АртПриор, 2006 (Русское искусство. Частное собрание = Russian art. Private collection). С. 55. Кат. 21 (воспр. в цвете);

• Римма Антипова. Каталог Псковской выставки Бориса Григорьева, 1989 / Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, при поддержке AVC Charity Foundation. — [Москва] : изд-во «Астрея-центр», 2015. С. 87 (воспр. в цвете);

• Охотники за искусством : [музей русского импрессионизма, 21 апреля — 29 августа 2021 : каталог выставки] / [авторы статей Владимир Березовский [и др.]]. — Москва : Музей русского импрессионизма, cop. 2021. С. 107 (воспр. в цвете);

 

Провенанс:

• собрание А. Л. Мясникова;

• собрание В. А. Дудакова и М. К. Кашуро

 

По краям листа обветшание картона и бумаги

 

Работа оформлена в раму со стеклом (62,5 × 83,5)

 

***

Борис Дмитриевич Григорьев (1886–1939) — выдающийся русский художник, чей неповторимый авторский стиль никогда полностью не вписывался ни в одно из существовавших в русском искусстве объединений или направлений. Его манера построена на удивительном сочетании модернистского и классического искусства, на любви к экспрессии, упрощенным формам, яркому цвету, динамичной композиции и в то же время на тяге к реалистичному, фигуративному отображению натуры, которое сам художник называл «импрессионистическим» видением мира.

 

После эмиграции в 1919 году о Борисе Григорьеве на его родине забыли на долгие десятилетия, его первая выставка прошла в СССР лишь в конце 1980-х. И в то же самое время Григорьев, живший в основном во Франции, стал одним из самых известных русских художников за рубежом, много выставлялся и путешествовал. Как писал он в 1926 году своему другу, поэту-футуристу Василию Каменскому: «Сейчас я первый мастер на свете… Я не извиняюсь за эти фразы. Надо знать самому, кто ты, иначе не будешь знать, что и делать. Да и жизнь моя святая от труда сверх и чувства сверх, и 40 лет моих это доказывают. Я не боюсь любого конкурса, любого заказа, любой темы, любой величины и любой скорости».

 

Сегодня подобные высказывания Григорьева выносятся в эпиграфы больших выставок художника, проводимых в крупнейших российских государственных и частных музеях. Самой последней была ретроспектива более 200 работ мастера в петербургском Музее Фаберже. Имя Бориса Григорьева уже несколько десятилетий громко звучит на международных и отечественных аукционах искусства. AI Аукцион представляет в рамках своих больших весенних торгов «Первые имена» выдающееся произведение Бориса Григорьева — «Няньки в Булонском лесу».

 

Основой для большой гуаши, датируемой 1915 годом, послужил более ранний рисунок свинцовым карандашом «Париж в саду» («Парижане»), созданный Григорьевым в 1913 году во время пребывания во французской столице. Фигуры двух задремавших или занятых рукоделием нянек и сидящего от них слева мужчины почти в точности повторяются в большой гуаши. При этом к большой композиции добавлены персонажи идущей женщины и ребенка.

 

Григорьев обращался к этому натурному впечатлению и позже. На большой живописной работе «Зоопарк» 1917 года, сегодня принадлежащей собранию Музея русского искусства в Ереване, в правом нижнем углу на лавочке мы узнаем всё тех же нянек из Булонского леса, склонивших головы в своих объемных шляпках.

 

Борис Григорьев впервые оказался в Париже весной 1913 года и задержался в городе на четыре месяца. Французская столица стала для художника неиссякаемым источником вдохновения, его второй духовной родиной. Григорьев исходил Париж вдоль и поперек, рисуя, по шуточному выражению А.Н. Бенуа, «что попало и как попало». Он создал здесь сотни рисунков, эскизов, набросков, а затем и законченных произведений на их основе. Водоворот столичной жизни затягивал Григорьева в балаганы и кабаре, цирки и зоопарки, кафе и рестораны, ночные карнавалы и тенистые парки. Его моделями становились абсолютно все слои парижского общества — консьержки, циркачи, гарсоны, обыватели, музыканты, дети и их няньки.

 

Эксперты по творчеству Григорьева полагают, что окончательно авторский почерк художника сложился именно в Париже, в эти четыре месяца. Воздух французской столицы будто расковал несколько условный, театрализированный мир образов более раннего Григорьева, внес в него дыхание повседневной жизни, научил руку беспрекословно подчиняться его чувственному ощущению, получаемому от натуры. На первый план вышла свободная, экспрессивная линия, бегущая по листу бумаги вслед за быстро схваченным глазом сюжетом. Эту линию повсюду сопровождает сплошь тонированный, «пушистый» штрих, получаемый от плоско положенного карандаша. В представленной на торгах работе карандашную растушевку заменяет такая же свободная, динамичная линия гуашью.

 

Гуашь «Няньки в Булонском лесу» имеет солидную выставочную историю и провенанс. Работа принимала участие в «Выставке русского искусства в Нью-Йорке» в 1924 году, в первой в СССР ретроспективе Бориса Григорьева, проведенной в Псковском музее-заповеднике в 1989 году при содействии академика Дмитрия Лихачёва.

 

Работа Бориса Григорьева «Няньки в Булонском лесу» происходит из легендарного собрания доктора Александра Леонидовича Мясникова (1899–1965), чьё имя сегодня носит Институт клинической кардиологии. Стоявший у истоков советской медицины Александр Мясников был не только выдающимся медиком, но и заядлым коллекционером. По свидетельствам современников, обладавший мягким и добросердечным нравом Мясников и в искусстве предпочитал произведения мягких тонов и радостные сюжеты. Это описание как нельзя лучше подходит к работе Григорьева — одной из немногих, чью принадлежность к коллекции Александра Мясникова удалось доподлинно установить. Как часть его собрания, гуашь «Няньки в Булонском лесу» была включена в 2021 году в экспозицию выставки «Охотники за искусством» в Музее русского импрессионизма (Мария Онучина, AI)

 

Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.

Количество просмотров: 105
Количество лайков: 0
Количество подписок: 0
Биография

Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.

Информация
ARTinvestment
г. Москва, Гороховский переулок, д.7
Вам может это понравиться