В правом верхнем углу подпись и дата: Barthe // 27; в правом нижнем углу следы подписи: A
На обороте, вверху слева, следы прямоугольной наклейки
На подрамнике: вверху слева, старая бумажная этикетка с надписью: Victor Barthe // 43 rue de Laine // Nature morte // 1000 +; левее бумажная этикетка: ЦХЭ им. И. Е. Репина // Э-254/17_115
На тыльной стороне рамы, справа вверху, бумажная наклейка собрания Khatsenkov Georgy
Khatsenkov Georgy — коллекционер Георгий Фёдорович Хаценков (1950), основатель и владелец галереи МC Fine Art (Монако), насчитывающей более пяти тысяч живописных и графических произведений около семисот художников, преимущественно мастеров Парижской школы. Организатор выставки «Неизвестная Россия» в галерее МC Fine Art (2015) в рамках «Года России в Монако» (gup.ru, hellomonaco.ru).
Экспертное заключение ЦХЭ имени И. Е. Репина Э-254/17_115, № 3450-1-24 от 26 апреля 2024. Эксперт, искусствовед Е. В. Гордеева, зав. отделом экспертизы, технолог В. А. Пятков
Провенанс:
• MacDougall, Лондон, 10.06.2010, лот 208;
• MacDougall, Лондон, 08.06.2011, лот 157;
• MacDougall, Лондон, 05.06.2019, лот 148
Кромки холста подведены
Работа оформлена в раму (62 × 77)
***
Виктор Сергеевич Барт (1887–1954) — живописец и график, монументалист и теоретик искусства. В начальный период творческая манера художника находилась под влиянием новейших живописных течений — Барт организовывал и принимал участие в ключевых выставках русского авангарда, а также занимался теоретической деятельностью. Впоследствии, уже в эмиграции во Франции, кубистические эксперименты уступили место более реалистической живописной манере в духе Парижской школы. При этом творческая манера Барта сохраняла свои отличительные черты — динамизм и декоративность.
Виктор Барт родился в селе Величаево Ставропольской губернии, в семье ветеринарного врача. В 1906 году поступил в МУЖВЗ, где познакомился с М. Ф. Ларионовым, Н. С. Гончаровой, Д. Д. Бурлюком, В. В. Маяковским. В 1911 году выпущен из Училища со званием классного художника. В 1911–1912 годах занимался в Императорской Академии художеств у Я. Ф. Ционглинского.
Один из организаторов первой выставки объединения «Бубновый валет» в Москве, затем выставок «Ослиный хвост» (1912) и «Мишень» (1913). Участвовал в выставках «Союза молодежи». В те же годы начал теоретически разрабатывать вопросы композиции. Писал картины в экспериментальном ключе, обращаясь к новейшим живописным течениям.
В начале Первой мировой войны Барт был призван на военную службу в чине прапорщика, отправлен во Францию в составе Русского экспедиционного корпуса, в 1917 году переведен в Алжир. По окончании войны вернулся во Францию и поселился в Латинском квартале Парижа, в одном доме с Ларионовым и Гончаровой.
В эмиграции Барт продолжал интенсивно работать. Писал портреты, пейзажи, многофигурные композиции, композиции аллегорического содержания. Участвовал в многочисленных групповых выставках, провел ряд персональных выставок в парижских галереях. В 1921 году экспонировал свои картины на выставке «Сотня с Парнаса», сотрудничал в русском журнале «Удар». В 1922 году опубликовал теоретическую работу «Относительность живописных выражений». В том же году заочно вступил в творческий союз «Искусство — жизнь», публиковал свои рисунки в журнале «Маковец». В 1923 году вместе с И. М. Зданевичем и С. Ромовым вошел в исполком группы «Через». В 1925 году оформил павильон СССР на Международной выставке в Париже. В 1928 году тремя картинами участвовал в выставке Современного французского искусства в Москве.
В 1936 году Виктор Барт возвратился в СССР, поселился в Москве. Занимался в основном книжной графикой, в частности создал иллюстрации к книгам «Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкина, «Мишкины соседи» З. Н. Александровой (обе работы — 1937), «Стихи» Н. А. Некрасова (1939), «Олеся» Я. Купалы (1940), календарю «Круглый год» (1948). В 1943–1948 годах работал над циклом литографий «Москва в ее прошлом и настоящем». С 1951 года работал изготовителем учебных пособий.
Произведения Барта находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее и ГМИИ им. А. С. Пушкина, Музее Виктории и Альберта в Лондоне.
Представленный на торгах «Натюрморт с куклой, шахматами и глобусом» относится к парижскому периоду творчества Виктора Барта, а если точнее, то к 1920-м годам. Во французской столице художник активно участвовал в выставках, печатал статьи в журналах, а в творчестве от авангардных поисков времен «Бубнового валета» перешел к стилистике в духе Парижской школы. Писал многочисленные портреты, пейзажи, а также натюрморты.
Натюрморты Барта французского периода, составленные из, казалось бы, простых и повседневных вещей, зачастую являются сложными аллегорическими высказываниями. Например, в представленном натюрморте использованы предметы, имеющие множество трактовок. Шахматная доска с разыгранной партией, брошенная сверху и будто спящая или поверженная кукла, сорванный бутон розы, глобус и даже яркий декоративный узор на покрывале — всё в этом натюрморте может быть символически раскрыто. Композиция может рассматриваться и как личная история, и как глубокие размышления автора о судьбах родной страны и народа, об эмиграции и т.д.
Барт, следуя авангардистским принципам, сознательно отказывается от линейной перспективы. Он уплощает и разворачивает объекты лицом к зрителю, словно приглашая его внутрь изображения. Художник сочетает равномерный и тонкий красочный слой с отдельными пастозными мазками, которыми он подчеркивает важные элементы — например, белокурые локоны куклы. Колорит работы выдержан в насыщенных оттенках красного, бордового, коричневого, черного и синего цвета, создающих дополнительное эмоциональное напряжение. В выборе палитры чувствуется влияние, оказанное на живопись Барта европейскими постимпрессионистами и экспрессионистами. «Натюрморт с куклой, шахматами и глобусом», по мнению эксперта, имеет несомненное художественное и антикварно-коллекционное значение и может представлять интерес для музейных собраний (Мария Онучина, AI).
Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.
Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.