logo
Сычков Федот Васильевич
Девушка с лукошком
1903 г.
Торги завершены
Перейти в каталог
Материалы: холст, масло
Размер: 73 × 48 см

Слева внизу подпись и дата: Ѳ. Сычковъ 1903 г

 

На подрамнике, вверху слева, бумажная этикетка: НИНЭ имени П. М. Третьякова // № 16343

 

На тыльной стороне рамы, вверху слева, бумажная этикетка Dobiaschofsky Auktionen

 

На подрамнике и тыльной стороне рамы разрозненные надписи и бумажные наклейки

 

Провенанс:

• 15 мая 2013, Dobiaschofsky Auktionen (Берн, Швейцария), лот 384 (под названием Junge Frau im weissen Kleid mit Korb)

 

Экспертное заключение НИНЭ имени П. М. Третьякова ОЖ 16343, № 10310-35 от 04 августа 2021. Эксперт Ю. В. Чайкина

 

Холст дублирован, незначительный кракелюр

 

Работа оформлена в раму (80 × 54,3); по всей раме дефекты багета, в левом углу трещина и утрата фрагмента багета

 

***

Федот Васильевич Сычков (1870–1958) — замечательный российский и советский художник, отразивший в своем творчестве яркую, праздничную сторону жизни русского и мордовского крестьянства. От картин Федота Сычкова, от его румяных крестьянок в цветастых платках, от зимних и летних сцен народных гуляний и катаний всегда веет искрящейся радостью и жизнелюбием. Качествами, которыми, по всей видимости, обладал и сам художник, несмотря на не всегда легкие жизненные обстоятельства.

 

Полотну «Девушка с лукошком» (1903) эксперт отводит в творческом наследии мастера особое место. «Согласно дате, указанной в подписи, оно было создано в 1903 году. В этот год Фёдор Васильевич Сычков женился на Лидии Васильевне Анкудиновой (1882–1973). К этому времени относится ряд произведений, на которых художник запечатлел свою молодую супругу на лоне природы или в интерьере. Вероятно, исследуемое произведение относится к данному ряду портретов. В чертах лица изображенной на экспертируемом полотне девушки угадывается образ Лидии Васильевны. Исследуемое произведение наполнено радостным, мажорным чувством, которое подчеркивается залитым солнцем пейзажем» (Ю. В. Чайкина).

 

***

Федот Сычков родился в 1870 году в селе Кочелаево Пензенской губернии. Происходил из бедной крестьянской семьи. Отец умер, когда мальчику было 12 лет. Мать не в силах была прокормить семью, юному Федоту приходилось просить милостыню, а затем несколько лет работать батраком. Талант к рисованию проявился у мальчика рано, в местной земской школе его отметил учитель Петр Дюмаев. После школы Сычков пошел в иконописцы, подрабатывал написанием заказных портретов.

 

Весть о талантливом художнике-самоучке дошла до петербургского генерала Ивана Андреевича Арапова, владельца имения неподалеку от Кочелаева. В 1892 году он заказал Сычкову большое многофигурное полотно «Закладка станции Арапово». Сам Сычков не присутствовал во время закладки этой железнодорожной станции. Картину он писал по фотографиям и рассказам очевидцев, старался изобразить всех основных действующих лиц, включая генерала Арапова, и даже добавил на полотно собственный автопортрет. Генерал был поражен качеством работы «кочелаевского Рафаэля», как он сам назвал Сычкова, и по приезду в Петербург показал картину директору Рисовальной школы Евгению Сабанееву. Так решилась судьба Федота Сычкова. Его пригласили в столицу учиться мастерству художника.

 

Рисовальную школу Сычков закончил за три года вместо шести, а затем поступил в Академию художеств. По совету своего кумира, Ильи Ефимовича Репина, Сычков записался в мастерскую батальной живописи к Николаю Дмитриевичу Кузнецову, которого затем сменил Павел Осипович Ковалевский. Сычков арендовал комнату на Васильевском острове, зарабатывал на жизнь написанием заказных портретов. Одна из его моделей — петербурженка Лидия Васильевна Анкудинова — стала его верной спутницей до конца жизни.

 

Молодые супруги Федот Сычков и Лидия Анкудинова в 1908 году отправились в увлекательное путешествие по Европе. Они посетили Германию, Австрию, Францию, задержались в Италии, где художник писал классические виды римских развалин. По возвращении Сычковы продолжили жить в Петербурге, приезжая в Кочелаево в летние месяцы.

 

Федот Васильевич писал портреты, жанровые картины, пейзажи и натюрморты. Художнику сопутствовал успех. Он выставлял свои работы в Обществе поощрения художеств, в Обществе русских акварелистов, в Санкт-Петербургском обществе художников, на Весенних выставках Академии художеств, в экспозициях ТПХВ и так далее.

 

Еще живя в Петербурге, художник нашел тему, ставшую ведущей в его творчестве: Федот Сычков стремился раскрыть красоту и неповторимость деревенской жизни. «Я люблю изображать простых людей не только в труде, но и показывать их жизнерадостность, веселье, игры. Я думаю, что в этом неиссякаемом оптимизме простого русского человека сказывается его великая созидательная сила, твердая вера в счастливое будущее», — писал художник спустя годы.

 

Октябрьская революция стала серьезным испытанием для четы Сычковых. Петербургская мастерская художника была разграблена, большинство картин — уничтожены. Сбегая от царившего в Петербурге хаоса, Сычковы вернулись в Кочелаево, где первое время были заняты не творчеством, а выживанием — сами сеяли и огородничали и этим кормились. Вслед за Федотом Сычковым в Мордовию приехал и его друг по Академии Константин Вещилов. Вместе художники украшали город Наровчат к революционным праздникам, писали портреты Ленина, провели выставку местных художников и так далее.

 

Однако заниматься собственным творчеством Сычкову было не всегда просто. Тема крестьянских праздников не находила отклика в обществе, проживавшем суровые, голодные времена. Местные сельские власти не понимали, чем таким художник заслуживает особенного отношения. Его, заслуженного и известного некогда в Петербурге живописца, в итоге посчитали кустарем-единоличником, кулаком. В 1930 году председатель кочелаевского сельсовета потребовал от Сычкова уплаты огромного налога в 400 рублей. В противном случае художнику грозила полная продажа имущества, включая все картины, и принудительная запись в колхоз.

 

От раскулачивания и коллективизации спасло Федота Васильевича личное прошение, отправленное в областной центр Саранск. «За что мне такая напасть? Пожалуй, действительно я редкость в округе, других таких нет, но почему не хотят меня понять? Почему во мне видят ремесленника, который лишь зарабатывает деньги, и пользы, мол, от моей деятельности никакой? Лично я не нахожу это справедливым», — писал в этом обращении художник.

 

На фоне всего происходящего Сычков даже подумывал об эмиграции во Францию, куда его звал уже обосновавшийся там Константин Вещилов. Художники переписывались, Вещилов помогал другу продавать картины в Европе для дополнительного заработка. Но переехать уже немолодой Сычков так и не решился.

 

А в 1937 году случилось событие, окончательно связавшее судьбу художника с Мордовией. На открытие местного Союза художников в город Саранск прибыл директор АХ Исаак Бродский. Он был поражен, что художник такого уровня, как Сычков, совершенно неизвестен местной публике. На проведенной тогда же республиканской выставке работы Федота Сычкова заняли центральное место в экспозиции. Художнику тут же дали звание заслуженного деятеля искусств Мордовской АССР, к которому впоследствии были добавлены звания заслуженного деятеля искусств РСФСР (в 1950) и народного художника Мордовской АССР (1955).

 

Федот Сычков продолжил писать свои радостные картины. Он никогда не изменял раз выбранной теме, оставаясь в стороне от излишне политизированных сюжетов. Федот Сычков прожил долгую жизнь и скончался в Саранске в 1958 году.

 

Произведения Федота Сычкова хранятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Мордовском республиканском музее изобразительных искусств им. С. Д. Эрьзи в Саранске, Екатеринбургском музее изобразительных искусств и других (Мария Онучина, AI).

 

Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.

Количество просмотров: 145
Количество лайков: 0
Количество подписок: 0
Биография

Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.

Информация
ARTinvestment
г. Москва, Гороховский переулок, д.7
Вам может это понравиться