logo
Кустодиев Борис Михайлович
На прогулке
Около 1906 г.
Торги завершены
Перейти в каталог
Материалы: холст на картоне, масло
Размер: 37,1 × 55,7 см

На обороте: слева вверху надпись: Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927) // Жена художника Юлия Ефстафьевна // с сестрой в усадьбе «Терем // Этюд к картине «Сирень»; в левом верхнем углу бумажная этикетка: НИНЭ имени П. М. Третьякова // № 14312; правее бумажная этикетка: ОЭ ГТГ № 7591 // Б. Кустодиев // «Антик ЛАР»; слева внизу частично сохранившийся штамп: Из собрания //

 

Экспертное заключение НИНЭ имени П. М. Третьякова ОЖ 14312, № 9028-35 от 26.02.2020. Эксперт Ю.В.Чайкина

 

Экспертное заключение б/н, б/д. Приложение № 1 к Экспертному заключению [НИНЭ имени П. М. Третьякова] ОЖ 14312. Эксперт, кандидат химических наук И.Н. Шибанова

 

Экспертное заключение Государственной Третьяковской галереи ОЭ ГТГ 7591, № К 2937/9 от 30.09.2004 (копия). Зав. отделом научной экспертизы Л. И. Гладкова, ст. научный сотрудник отдела живописи 2-й половины XIX — начала ХХ века А. П. Гусарова

 

Экспертное заключение лаборатории технологической экспертизы Artconsulting № ЭЗИ 0248-04 от 27.12.2004 (копия). Эксперт Государственного Музейного Фонда, доктор искусствоведения Э. В. Пастон

 

Экспертное заключение лаборатории технологической экспертизы Artconsulting № ЭЗТ 0248-04 от 27.12.2004 (копия). Эксперты-технологи: С. А. Писарева, В. Н. Киреева, А. В. Васильева, руководитель лаборатории Ю. И. Гренберг

 

Работа оформлена в раму (74,5 × 93)

 

***

Произведение написано Борисом Кустодиевым в Костромской губернии, живописные виды которой привлекали художника на протяжении всей жизни, вдохновляя на создание множества пленэрных этюдов. Согласно экспертному заключению, работа датирована 1906 годом и относится к плодотворному периоду в творческой деятельности живописца. На картине изображены две женщины на прогулке в Павловском — усадьбе, принадлежащей другу семьи Кустодиевых Б. К. Поленову. Эту усадьбу художник неоднократно посещал с семьей в 1900-е годы. «На несколько лет Павловское стало любимым местом летнего пребывания Кустодиевых. Здесь художник много работал, бродил по лесам с ружьем и даже сделал роспись в доме Поленовых», — отмечает старший научный сотрудник Дома-музея Кустодиева В. Ватаман (rosuchebnik.ru).

 

На обороте работы имеется владельческая надпись: Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927) // Жена художника Юлия Ефстафьевна // с сестрой в усадьбе «Терем // Этюд к картине «Сирень».

 

«Судя по надписи на обороте исследуемого произведения, — пишет эксперт Ю. В. Чайкина, — оно является подготовительным этюдом к картине “Сирень” (1906, ГРМ)». Однако эксперты ГТГ Л. И. Гладкова и А. П. Гусарова полагают: «Данная работа не является этюдом к картине “Сирень” (1906)… Это самостоятельное произведение высокого художественного уровня, в полной мере отражающее блестящий талант художника и поэтическую атмосферу его раннего творчества, пронизанную любовью к обретенному домашнему очагу».

 

«В надписи ошибочно указана усадьба Терем,— продолжает эксперт Ю. В. Чайкина. — Дом Кустодиевых выглядел иначе — это двухэтажное здание на каменном фундаменте с высокой дранчатой кровлей, тремя дымовыми трубами возводилось в стиле древнерусского терема (отсюда и его название) по проекту Д. С. Стеллецкого. На исследуемой же картине изображен Красный дом в усадьбе Павловское Костромской губернии. Усадьба принадлежала профессору геологии Казанского университета Б. К. Поленову, близкому другу художника. Поленовы приглашали Кустодиевых погостить. На несколько лет (1903–1905) Павловское стало любимым местом летнего пребывания Кустодиевых. Здесь художник много работал, бродил по лесам с ружьем и даже сделал роспись в доме Поленовых. В одном из своих писем своему учителю — художнику-граверу В. В. Матэ он поделится впечатлениями: “Два месяца мы уже живем в благословенных краях благословенной русской земли, и все, виденное там, далеко, так не походит на то, что нас окружает теперь, что иногда и не верится, был ли когда-нибудь дальше этих мужиков, берез и елей” (ОР ГТГ, 57/75). В “Доме-музее Кустодиева” (Астрахань) хранится семейный фотоальбом художника, в котором сохранились фотографии Красного дома и его обитателей».

 

Рядом с Юлией Евстафьевной Кустодиевой изображена ее сестра Зоя Евстафьевна фон Розе (ур. Прошинская).

 

В 1900 году, приехав на каникулы с товарищами в Семеновское, под Кинешму, Борис Кустодиев в имении Высоково, принадлежавшем сестрам М.П. и Ю.П. Грек, познакомился с сестрами Юлией (1880–1942) и Зоей Прошинскими — воспитанницами владелиц имения. Юлия позже рассказывала: «В детстве я жила на казенной квартире министерства иностранных дел, это оттого, что отец мой служил там. Родители мои поляки, Прошинские. Нас было пять человек детей. И вдруг отец скоропостижно скончался. Нас с сестрой Зоей взяли сюда, в усадьбу Высоково, старушки Грек. А потом я поступила в Смольный институт, окончив, стала работать машинисткой и учиться в школе поощрения художеств».

 

Подруга Юлии Прошинской актриса Елена Полевицкая вспоминала: «Мы обе воспитывались в Санкт-Петербургском Александровском институте (интернате), общеобразовательные классы которого мы закончили в 1898 году. Юлия Прошинская, девушка гордая, полька по крови, католичка по религии, держалась одиночкой… Выйдя из института, она занялась живописью. Она и в институте была одной из четырех воспитанниц, которые пользовались, как отличницы в этом предмете, уроками живописи масляными красками».

 

В 1903 году Борис Кустодиев и Юлия Прошинская обвенчались. А незадолго до этого скончались старушки Грек, и имение Высоково как выморочное имущество было передано в казну. Перед смертью тетушки по мере сил обеспечили своих воспитанниц: Юлии и Зое досталось по три тысячи рублей. Вещи и обстановку выставили на аукцион, и Юлия с Борисом купили знакомую ей с детства мебель (forum.vgd.ru).

 

Сестры поддерживали близкие отношения. В письмах, отправленных приемной матери с сентября по ноябрь 1901 года, Юлия сообщает, что на выставке, которую она собирается посетить, демонстрируется портрет сестры Зои, написанный Кустодиевым (coollib.com), в ГТГ хранится пастельный портрет Зои фон Розе (1904) работы Кустодиева. В 2020 году на аукционе в Москве был продан «Портрет А. А. фон Розе» (1902), мужа Зои Евстафьевны, работы Кустодиева. В 1909 году на время зарубежного путешествия художника и его жены дети остались под присмотром «гувернантки, “бонны”, и, по просьбе Юлии Евстафьевны, — ее сестры, Зои Евстафьевны Розе» (coollib.com). Возможно, что около 1906 года Зоя Евстафьевна гостила в семье сестры и ее мужа и именно ее запечатлел художник на прогулке в Павловском.

 

Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.

Количество просмотров: 125
Количество лайков: 0
Количество подписок: 0
Биография

Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.

Информация
ARTinvestment
г. Москва, Гороховский переулок, д.7
Вам может это понравиться