logo
Ситников Василий Яковлевич
Сидящая обнаженная. Из цикла «Уроки»
1971 г.
Торги завершены
Перейти в каталог
Материалы: бумага на холсте, масло
Размер: 85,8 × 61,7 см

По верхнему и правому краям рукой В. Я. Ситникова синей шариковой ручкой надпись: 1971–IV–10 суббота Сперва надо ученика научить учитца, т.е. пользоватца величиною напряжения своего внимания, т.е. тренироватца развязно даже нахально даже нагло, т.е. бестрашно апсолютно но со фсем своим вниманием забыв обо фсем на свете. масло. Рисунок моего ученика. Не окончен. Исправлен мною Ситников Василий Яковлевич 1915 г. Москва Е-318 ул. Ибрагимова 2 кв. 172 Экспертное заключение № 546 от 29.05. 2023. Эксперт В. С. Силаев

 

Провенанс (по В. С. Силаеву): Мастерская В. Я. Ситникова; собрание Франко Миле (Италия), искусствоведа, коллекционера, художника, автора книг о русском искусстве, который приобрел исследуемый «Сидящая обнаженная» непосредственно у В. Я. Ситникова

 

***

Жизнь Василия Яковлевича Ситникова полна странных противопоставлений, грустных и грубых, трагических и драматических, творческих и житейских. Родился в селе под Лебедянью — провел последние годы жизни и умер в Нью-Йорке; нигде живописи не учился (приехал в Ленинград поступать в Академию художеств, но экзамены сдавать не стал, во ВХУТЕМАС не приняли) — но работал художником-мультипликатором на «Мосфильме»; обучался лоции, навигации и судовождению… в Москве (конечно, Москва — город пяти морей, но все же…); поступил на рабфак в Московский институт востоковедения — и работал в метро откатчиком вагонеток (успевая при этом лепить фигурки из глины); был человеком высокой культуры — и носил прозвище «Васька-фонарщик» (которым был обязан своей работе — демонстрации диапозитивов в Суриковском институте); строил модели парусных кораблей — и три года провел в Казанской психтюрьме (арестован по доносу, но признан душевнобольным); в 1944-м, выйдя из тюрьмы, перебивался случайными заработками — а в 1956-м его работы приобрел нью-йоркский Музей современного искусства (по материалам svoykrug.com).

 

В статье «Наследие Серебряного века в творчестве представителей секции живописи московского Горкома графиков (1970—1980-е гг.)» А. К. Флорковская пишет: «В 1930-е гг. он [Ситников] познакомился с А. В. Фонвизиным, художником “Голубой розы”. Пользуясь его советами и изучая живопись старых мастеров (важную и для живописного метода символистов-голуборозовцев), Ситников вырабатывает собственную художественную систему, исходя из разработки световоздушной и пространственной концепции символизма. Ее краеугольные камни — понимание света и формы в пространстве. Свет трактовался Ситниковым не импрессионистически, как внешний, а символистски, как внутреннее свечение, идущее на зрителя из глубины картины или графического листа.

 

Вслед за М. А. Врубелем В.Я. Ситников отучал своих учеников видеть силуэт предмета: т. е. учил их видеть “не пятно”, но всегда круглую, излучающую внутренний свет форму. Начиная работать, художник выстраивал глубокое и светлое пространство с тончайшей светотенью, растирая в технике “сухой кисти” краску по холсту и используя цветовые растяжки — тончайшие свето-цветовые модуляции краски. Пространство строилось не “от горизонта” (по направлению к зрителю), а “от себя”, в глубину холста.

 

Подобно тому, как в живописи голуборозовцев пространство рождало форму, сгущая разряженные в пространстве материю и эмоцию, В.Я. Ситников понимал пространство так: “будто не поверхность холста перед тобой — а рама, и в ней пространство… это не холст, а дыра, огромная до горизонта. И это работа не механическая, а эмоциональная целиком”» (observatoria.rsl.ru).

 

Современники называли его «юродствующим гением», сама личность этого человека, «официального сумасшедшего», сумевшего быть творчески свободным в несвободной стране, вызывала и вызывает до сих пор много противоречивых суждений, слухов и легенд.

 

Татьяна Вендельштейн: «Мифологично все в его биографии, чудо жизни, которое он отвоевал в стенах Казанской психтюрьмы, скоморошество и мудрость русского кентавра, облик пана или фавна, преследующего свою нимфу. А главное — школа, созданная им, альтернативная педагогическая система, организованная в условиях советского социума, столь мало приспособленного для ее понимания» (artinvestment.ru).

 

Живописная работа «Сидящая обнаженная» — «одна из работ цикла В. Я. Ситникова “Уроки”. Как правило, изначально они исполнялись (начинались) учениками В. Я. Ситникова непосредственно с натуры во время постановки обнаженной модели в его домашней академии. Видя, что ученик не совсем верно понимает поставленные перед ним задачи, Василий Яковлевич отстранял его от мольберта и сам выправлял и заканчивал рисунок или живописную работу. Вот такие вещи он и называл “уроками”, которые служили начинающим художникам эталоном и образцом для копирования и подражания, “наглядным пособием” для уяснения ситниковской живописной системы. Те ученические штудии, на которые Ситников тратил много времени и сил, он считал своими и потому подписывал их. Отметим, что на этих работах, как и на рассматриваемой композиции “Сидящая обнаженная”, в полной мере отражен творческий метод и принцип работы В. Я. Ситникова. Как правило, такие вещи решены без предварительного линейного наброска и карандашных разметок, широким, грубым и жестким флейцем или сапожной щеткой. Их поверхность тщательно прорабатывается, наполняется еле заметной дымкой, светом, выхватывающим фигуру из темного пространства, вылепливая выпуклые формы и объемы модели под углом в 45 градусов. Каждая композиция цикла “Уроки” уникальна и представляет огромный интерес. С большой долей вероятности можно утверждать, что представленная для экспертизы работа “Сидящая обнаженная” дорабатывалась самим В. Я. Ситниковым. Отсюда мощное и уверенное ее исполнение, несмотря на сложный ракурс, и невероятная энергетика, исходящая от этой работы» (В. С. Силаев).

 

Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.

Количество просмотров: 583
Количество лайков: 0
Количество подписок: 0
Биография

Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.

Информация
ARTinvestment
г. Москва, Гороховский переулок, д.7
Вам может это понравиться