Авторский вариант композиции «Штиль». 1899 (Тверская областная картинная галерея)
Справа внизу подпись и дата: Н. Дубовской // 1900
На подрамнике: справа вверху бумажная этикетка: ФГУК «ВХНРЦ им ак. // И. Э. Грабаря» // ЭК 1177/07; справа по центру процарапыванием неразборчивая надпись
На обороте рамы, в правом верхнем углу, обрывок бумажной наклейки
Экспертное заключение ВХНРЦ им. ак. И. Э. Грабаря № 949. ЭК – 1177-07 от 28 ноября 2007 (копия). Зав. отделом научной экспертизы А. Р. Киселева, эксперт Т. П. Горячева
[Результаты исследования представленной для проведения экспертизы работы] б/н от 21 января 2000 (копия). Искусствовед В. А. Петров, ГТГ
Работа окантована деревянными рейками и оформлена в раму (91,5 × 116)
***
Николай Никанорович Дубовской — одна из крупнейших фигур в искусстве «пейзажа настроения». На протяжении фактически двадцати лет Дубовской был главным идейным вдохновителем Товарищества передвижных художественных выставок, оберегая его ценности в непростое для объединения время. Художник был глубоко убежден, что искусство должно быть неотделимо от этических принципов, которые в него вкладывали близкие Дубовскому народнические круги общества. Он говорил: «В искусстве много сторон, и чисто красочные разрешения нам тоже нужны, но что дороже: внешний лоск, который завтра же будет побит еще более нарядной живописью, или внутреннее, духовное содержание вещи, которое навсегда останется ценным? Форма есть средство для воплощения идеи, а не главная цель».
Николай Дубовской родился в 1859 году в семье потомственного казака. В 1877 году в качестве пенсионера войска Донского поступил в класс пейзажной живописи ИАХ, учился у М. К. Клодта, удостоен нескольких поощрительных серебряных медалей. В 1882-м оставил Академию, не окончив курса.
Жил в Петербурге (Петрограде). Работал как пейзажист, реже занимался портретом. В 1890-х — 1900-х неоднократно совершал поездки на Дон, Азовское море, Волгу, на Кавказ. Летние месяцы часто проводил на этюдах в Силламяэ на Балтийском побережье. Много путешествовал по европейским странам, побывал в Италии, Греции, Турции, Швейцарии, Франции, Германии.
В 1898 «за известность на художественном поприще» был удостоен звания академика. С 1911 — профессор-руководитель пейзажной мастерской Высшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при ИАХ. С 1910 — действительный член Общества художников им. А. И. Куинджи. Один из организаторов Союза деятелей искусств Петрограда. Коллекционировал живопись и графику русских художников, свою большую коллекцию завещал родному городу Новочеркасску. Оставил большое творческое наследие.
Еще в 1890-е годы Дубовского ставили в один ряд со знаменитейшими пейзажистами его эпохи: И. К. Айвазовским, И. И. Шишкиным, В. Д. Поленовым, И. И. Левитаном. В 1900 году три произведения Николая Никаноровича («Штиль», «Вид монастыря», «К вечеру») участвовали в экспозиции Всемирной выставки в Париже и удостоились малой серебряной медали. А об успехе картины «Родина» (1900–1905), представленной на Всемирной выставке 1911 года в Риме, автору писал из столицы Италии восхищенный И. Е. Репин: «Ах, какая это вещь! Лучший пейзаж всей выставки, всемирной, римской! Вас, Николай Никанорович, я особенно поздравляю! Еще никогда Вы не были так великолепны и могущественны. Оригинальная, живая и красивейшая картина!!!» (artinvestment.ru).
П. М. Третьяков не раз приобретал произведения Дубовского в свое собрание, а картину «Притихло» в 1890 году прямо с XVIII Передвижной выставки приобрел император Александр III (теперь картина в Русском музее), а П. М. Третьяков попросил художника написать для его коллекции ее второй вариант.
Дубовской любил спокойные «штилевые» состояния природы, особенное внимание уделял эффектам освещения. Часто придавал картинам легкий национально-романтический оттенок.
Эксперты отмечают, что «с определенной долей вероятности» полотно может быть интерпретировано как «авторский вариант композиции “Штиль” 1899 г. (87,5 × 133 см), экспонированной на XXVII выставке Товарищества передвижников (1899 год). Картина “Штиль” была приобретена в собственность Императорской Академии художеств; позднее находилась в собрании Русского музея Александра III. В 1929 году передана в Калининский художественный музей; в настоящее время хранится в собрании Тверской областной картинной галереи.
В 1900-х — 1910-х годах композиция “Штиль” неоднократно повторялась и варьировалась автором. Одно из повторений («Полдень. Порт»; 106 × 139 см), написанное в 1913 году (и представленное на XLIII выставке ТПХВ) хранится ныне в собрании Псковского художественного музея-заповедника» (А. Р. Киселева, Т. П. Горячева).
Читайте о художнике на AI: «Художник недели: Николай Дубовской».
Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.
Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.