Справа внизу подпись: А.
На обороте по центру авторская надпись и дата: Айвазовскiй // 1894
На подрамнике, справа вверху, бумажная этикетка: НИНЭ им. П. М. Третьякова // № 21276 (частично скрыта под подворотом холста)
Экспертное заключение НИНЭ имени П. М. Третьякова ОЖ 21276, № 13177-36 от 18 декабря 2023. Эксперт, искусствовед Н. С. Игнатова, эксперт, искусствовед А. Б. Дергачева
Кромки холста подведены, незначительный кракелюр
Работа оформлена в раму со стеклом (43,7 × 51,5)
***
Изящный камерный пейзаж «У берегов Ялты» был написан Иваном Константиновичем Айвазовским в 1894 году. Этот пейзажный мотив был одним из любимых у художника, много работавшего в окрестностях Ялты. Он многократно варьировал этот вид со стороны моря на город и закрывающие его от северных ветров горы Могаби и Ай-Петри. Айвазовский исполнял его как в большом, так и в камерном формате. Подобные произведения отличает романтический образ стихии в сочетании с тщательным, детализированным изображением ландшафта, кораблей и ялтинских домиков, внимательное отношение к передаче атмосферных явлений и состояния природы.
Представленный на торгах пейзаж «У берегов Ялты», вероятно, был написан в зимние месяцы. Художник покрывает склоны гор короткими белесыми мазками, создающими ощущение снежного покрова. Этим белым участкам на горах вторят редкие облака в голубом небе, белые стены домиков и набегающие на берег пенистые волны. Работа создает ощущение свежего морозного дня, прозрачного воздуха. Стаффажные фигуры прогуливающихся у воды людей, намеченные всего несколькими мазками, оживляют пейзаж. Айвазовский использует сближенные серо-голубые и охристые оттенки палитры. Подобный колорит в целом характер для поздних работ художника (Мария Онучина, AI).
***
Иван Константинович Айвазовский (1817–1900) — знаменитый русский живописец, один из величайших мировых маринистов всех времен.
Иван Айвазовский родился в 1817 году в Феодосии в семье мелкого торговца-армянина. Рисовать он начал с раннего детства, обучался у местного архитектора. В 1831 году мальчик был принят в Таврическую гимназию, а в период с 1833 по 1837 год учился в петербургской Академии Художеств у пейзажиста М. Н. Воробьева и французского мариниста Ф. Таннера. Таннер обучил Айвазовского основным приемам изображения воды.
Почти в самом начале учебы в Академии, осенью 1833 года, Айвазовский представил на академическую выставку пять морских пейзажей, которые получили положительные отклики в прессе. В 1835 году за этюд «Воздух над морем» ему была присуждена серебряная медаль второго достоинства. В 1837 году за две новые работы («Штиль на Финском заливе» и «Большой рейд в Кронштадте») Айвазовский был награжден Большой золотой медалью и получил звание художника. Тогда же ему было предложено написать несколько пейзажей Крыма, в частности крымских городов. Эта поездка во многом определила будущее художника: он познакомился с П. С. Нахимовым, М. П. Лазаревым и В. А. Корниловым и начал интересоваться морской батальной живописью. Весной 1838 года художник вернулся в Феодосию, где устроил себе мастерскую. Писал он тогда главным образом с натуры.
В 1840 году Айвазовский в числе других пенсионеров Академии художеств отправился в Рим для продолжения образования и усовершенствования техники пейзажной живописи. Он изучал классическое искусство в музеях Рима, Венеции, Флоренции, Неаполя, посетил Германию, Швейцарию, Голландию, Францию, Англию, Испанию, Португалию. В короткое время Айвазовский стал одним из самых знаменитых европейских живописцев. У него прошли выставки во многих городах мира, в частности известная выставка в Париже в 1843 году. Успех ему принесли романтические морские пейзажи «Буря», «Хаос», «Неаполитанская ночь» и другие. Айвазовский первым из иностранных художников был награжден орденом Почетного легиона — такое сильное впечатление произвела на французов его выставка в Лувре. А картину «Хаос» — одну из двух, написанных Айвазовским в нетипичном для него мистическом жанре, — приобрел Ватикан, и папа Григорий XVI наградил художника за нее золотой медалью.
В 1844 году Иван Айвазовский вернулся на родину признанным мастером, академиком Римской, Парижской и Амстердамской академий художеств.
В 1845 году Айвазовский стал академиком, в 1847-м — профессором, в 1887-м — почетным членом Академии Художеств. Будучи причисленным к Главному морскому штабу в качестве «живописца сего штаба», художник вместе с экспедицией русского мореплавателя и географа Ф. П. Литке побывал в Турции, Греции, Малой Азии. Не раз ездил Айвазовский и на Кавказ, в Египет, Ниццу, Флоренцию, а в конце жизни (в 1898) даже в Америку.
Живопись Айвазовского 1840–50-х отмечена сильным воздействием романтических традиций Карла Брюллова, сказавшихся не только на живописном мастерстве, но и на самом понимании искусства и на мировосприятии Айвазовского. Подобно Карлу Брюллову, он стремился к созданию грандиозных красочных полотен, могущих прославить русское искусство. С Брюлловым Айвазовского роднило блестящее живописное мастерство, виртуозная техника, быстрота и смелость исполнения.
Кроме пейзажей, Айвазовский писал немало исторических батальных картин, повествующих о победных сражениях русского флота. Его манера ярко проявилась в полотне «Чесменский бой» (1848), посвященном выдающемуся морскому сражению 1770 года, — одной из ранних батальных картин мастера.
Айвазовский был последним представителем романтического направления в русской живописи. Духом эпической героики пронизаны такие романтические произведения второй половины 1840-х — 1850-х, как «Буря на Черном море» (1845), «Георгиевский монастырь» (1846), «Вход в Севастопольскую бухту» (1851).
Еще ярче романтические черты проявились в картине «Девятый вал» (1850). Айвазовский нашел точные средства для изображения величия, мощи и красоты морской стихии. Несмотря на драматизм сюжета, картина не оставляет мрачного впечатления — наоборот, она полна света и воздуха и вся пронизана лучами солнца, придающими ей оптимистический характер. Этому в значительной степени способствует колорит картины: самые яркие краски палитры, широкая гамма оттенков желтого, оранжевого, розового и лилового цветов в небе в сочетании с зеленым, синим и фиолетовым — в воде.
В 1865 году Айвазовский открыл в Феодосии первую художественную школу. В 1867-м художник начал писать большой цикл картин, посвященных восстанию жителей острова Крит, находившегося в вассальном владении турецкого султана.
В 1871 году Айвазовский по своему проекту и на свои средства начал строительство здания археологического музея, организовал первую публичную библиотеку. В 1880 году он основал в Феодосии картинную галерею. При его участии были спроектированы и построены здания концертного зала, дачи известного публициста и редактора газеты «Новое время» А. С. Суворина. По проекту художника были построены морской торговый порт и железная дорога.
Айвазовский первым, еще до организации Товарищества Передвижных Художественных Выставок, начал устраивать свои выставки в крупных губернских городах. При его жизни состоялось более 120 выставок не только в России, но и во многих странах. Ряд выставок прошли во Франции: в 1857, 1879, 1887, 1890.
Со временем повышенная яркость цветовой гаммы постепенно сменяется в картинах Айвазовского стремлением к тональному единству. В лучших поздних работах («Черное море», 1881), сдержанных по цвету, Айвазовский пользуется тонкими градациями светотени для более точной и естественной передачи морской шири, движения воды и света. В конце жизни Айвазовский написал довольно много картин в серой гамме. Некоторые из них — совсем небольшие — написаны в течение одного-двух часов и отмечены очарованием вдохновенных импровизаций.
В 1898 году Айвазовский написал картину «Среди волн», которая стала вершиной его творчества.
Умер Иван Константинович Айвазовский в Феодосии в 1900 году.
В общей сложности художник оставил около шести тысяч картин, множество рисунков и акварелей. Произведения Ивана Айвазовского хранятся во многих отечественных и зарубежных музеях, включая Государственный Русский музей, Третьяковскую галерею, Феодосийскую картинную галерею имени И. К. Айвазовского, Национальную картинную галерею Армении, Картинную галерею дворца Долмабахче (Стамбул), Центральный военно-морской музей и другие. Большой корпус работ хранится в российских и иностранных частных коллекциях. Иван Айвазовский — один из самых востребованных художников на российских и мировых аукционах (artinvestment.ru).
Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.
Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.