Тираж: 6500 экземпляров
На обороте: черно-белая литография
Библейская серия Шагала опубликована в журнале Verve, Vol. VIII, No. 33–34. 1956. Дополнительно отпечатано 6500 неподписанных листов для книжного издания. Кроме того, отпечатано 75 подписанных карандашом и пронумерованных листов
Издатель: Teriade Editions de la Revue Verve, Paris
Печать: Fernand Mourlot, Париж
Работа указана в каталоге: Cramer, 25
Работа оформлена в паспарту (50 × 40)
***
В 1956 году французский искусствовед и издатель Эжен Териад выпустил специальный выпуск легендарного художественного журнала Verve, посвященный исключительно одной из главных тем Марка Шагала — Библии. Для этого выдающегося номера Шагал создал 18 полностраничных цветных литографий и 12 черно-белых. В своей «Библии I» Марк Шагал сосредоточился на персонажах Ветхого Завета, таких как отцы-основатели, цари, пророки и ангелы. Четыре года спустя, в 1960 году, был издан следующий выпуск «Иллюстрации к Библии» с еще 24 великолепными цветными литографиями. С тех пор в обращение было выпущено огромное количество репродукций, которые не являются оригинальными (!) литографиями.
Идею проиллюстрировать Книгу Книг Марку Шагалу предложил арт-дилер Амбруаз Воллар еще в 20-х годах прошлого века. Художник не мог не принять такое предложение, однако в то время Шагал не считал себя готовым подступиться к изображению столь важных для истории сюжетов. В поисках внутренней силы и вдохновения Марк Шагал в начале 1930-х посетил Сирию, Палестину и Египет, на месте погрузился в культуру этих стран и исторический контекст.
Впечатления от этого путешествия, которые Шагал назвал «сильнейшими в своей жизни», послужили импульсом к созданию 39 гуашей. К сожалению, в 1939 году Воллар погиб в автомобильной катастрофе, а начавшаяся Вторая мировая война как будто поставила крест на этом проекте.
В последующие годы художник, обращаясь к разным техникам живописи, пробует визуализировать древние сюжеты. Так, первая сохранившаяся и дошедшая до нас Библейская серия Марка Шагала выполнена в технике цветной литографии и датируется 1956 годом.
«Еще в детстве я был пленен Библией, мне всегда казалось — да и теперь кажется, — что это величайший источник поэзии на все времена. С той поры я искал ее отражение в жизни и в искусстве. Библия — эхо природы, тайну эту я и хотел передать». Работая над Библейскими сюжетами, Шагал нашел собственный неповторимый изобразительный язык: вместо последовательного повествования художник представляет зрителю отдельные эпизоды и персонажей — небожителей и духовных вождей народа. Все они показаны крупным планом, обобщенно, как правило, без примет места и времени. Работы до наивного просты в исполнении, словно их рисовал ребенок, но с какой первозданной мощью организованы эти линии и пятна.
Литография входит в цикл из 4 работ, посвященных Моисею. Здесь он получает Скрижали Завета, увенчанный лучами света, обретенными на священной горе Синай. Фигура пророка Моисея — одна из важнейших в ветхозаветном повествовании: спаситель детей Израиля от ига египтян, он занимает центральное место в иудаизме. Через Моисея были получены десять заповедей, их обретение на горе Синай стало одним из самых известных сюжетов в классическом искусстве. Не являясь классическим живописцем и воплощая в своем творчестве модернизм XX века, Марк Шагал широко и многогранно разработал тему Священного Писания в живописи и графике. Национальный музей в Ницце «Библейское послание Марка Шагала» включает в свою экспозицию три полотна, посвященных деяниям Моисея. Литография «Моисей со скрижалями Завета, смотрящий вверх» показывает пророка на первом плане, заполняющим собой почти все пространство листа. Шагалу не интересны детали: в фокусе его зрения только Моисей, бережно прижимающий к груди закон, дарованный Богом.
Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.
Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.