Под изображением гравирована надпись: Kneller Pinxit. P. a. Gunst Sculpsit et Excudit. tot Amsterdam op de Binnen Amstel, op de Hock van de Keisers Graft
На обороте листа-подложки: прямоугольный штамп М/О «Международная книга» и разрозненные надписи графитным карандашом: слева вверху: 25 — // 247 IX 42; ниже: в/195; ниже: Mge 18/IV 901
Упоминается как «Отпечаток II» в «Подробном словаре русских гравированных портретов» (сост. Д. А. Ровинский. Т. III. Стлб. 1541. № 22).
Реставрация листа-подложки справа и слева вверху; остатки клейкой ленты по краям листа-подложки; загрязнения, предположительно следы от воды, по краям листа-подложки; повреждение левого нижнего угла листа-подложки
Работа оформлена в раму со стеклом (74,4 × 56,5)
***
В эпоху правления Петра I художественная гравюра занимала в России особое место. Последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский воспринимал гравюру не только, и даже не столько как вид искусства, сколько в качестве средства массовой информации. В отсутствие газет (первая российская газета «Ведомости» начала печататься лишь в 1703 году) гравированные на меди изображения, которые легко тиражировались и были относительно доступны по стоимости, играли роль информационных листков. Они продавались в книжных лавках, иногда вывешивались прямо на улицах Санкт-Петербурга, чтобы рассказать подданным Петра о сражениях и победах в Северной войне, о триумфальных шествиях и фейерверках, о спуске на воду новых кораблей и так далее (rg.ru).
Петр I поднял искусство резцовой гравюры на меди, уже освоенное российскими мастерами в XVII веке, на новую высоту. Для этого он пригласил из Амстердама знаменитых мастеров гравюры Адриана Шхонебека и Питера Пикарта, воспитавших поколение выдающихся русских граверов — таких мастеров, как Алексей Зубов, Петр Бунин, Василий Томилин и других.
Русским мастерам действительно было чему поучиться у своих голландских коллег. В конце XVII — начале XVIII века Амстердам был одним из ведущих европейских центров печатной графики. Это был период расцвета стиля барокко в искусстве. Декоративные картуши, завитки, вензеля, гербы и аллегорические персонажи превращали сухие чертежи и планы в произведения искусства. Голландские гравированные портреты по уровню детализации, по своей выразительности и способности передать портретное сходство были под стать живописным оригиналам, с которых они выполнялись.
Одним из ведущих гравёров-портретистов, работавших в Амстердаме в этот период, был Питер ван Гунст (1658/1659–1732). Именно этим мастером был выполнен гравированный портрет Петра I, предлагаемый на этой неделе на AI Аукционе.
О жизни Питера ван Гунста известно немного. Родился он в Амстердаме в 1658 либо 1659 году. Работал гравером в Амстердаме, Лондоне (1704) и голландском городе Недерхорсте (1730–1731). С 1712 года Гунст состоял в гильдии книготорговцев в качестве торговца произведениями искусства. Как гравер он выполнил большое количество портретов, а также гравированные копии с картин Антониса ван Дейка. Питер ван Гунст был похоронен в 1732 году в Амстердаме.
Основой для гравированного портрета Петра I Питера ван Гунста послужил знаменитый живописный парадный портрет Петра кисти ведущего портретиста позднего барокко Готфрида Кнеллера (Годфри Неллера, 1646–1723). История этого портрета, на котором молодой русский царь облачен в рыцарские доспехи и горностаевую мантию, связана с первым путешествием Петра Алексеевича по Европе в 1697–1698 годах, известным в истории под названием Великого посольства. В рамках этой поездки Петр в 1697 году по приглашению английского короля Вильгельма III посетил Англию. За три месяца, что русский царь провел в этой стране, придворным живописцем Готфридом Кнеллером был написан вышеупомянутый портрет Петра Алексеевича, хранящийся и по сей день в бывшей резиденции Вильгельма III Кенсингтонском дворце. Портрет Петра I кисти Кнеллера ввиду большого портретного сходства был очень популярен. С него было сделано множество гравюр, включая работу Питера ван Гунста.
Соответственно, гравюра Гунста датируется периодом между 1697 годом (годом создания портрета Кнеллера) и 1732-м (годом смерти Питера ван Гунста). Портрет изображает Петра зеркально относительно живописного первоисточника. Гунст мастерски передаёт перекрестной штриховкой резца объем обрамляющих портрет драпировок, бантов, лавровых ветвей, царских регалий и т.д. В двух щитах в нижней части портрета изображены события, связанные с правлением Петра. В левом щите — план турецкой крепости Азов, покоренной Петром в 1696 году. В правом щите, как указано в «Подробном словаре русских гравированных портретов» Д. А. Ровинского (см. илл.), изображены «триумфальные ворота, которые были сооружены Матвеевым (по всей видимости, сподвижником Петра Андреем Артамоновичем Матвеевым. — AI.) во время фейерверка в Амстердаме, в 1697 г.».
Портрет Петра I Питера ван Гунста — выдающийся пример произведений голландской гравировальной школы, оказавшей большое влияние на развитие отечественной гравюры в эпоху Петра Алексеевича. Аналогичные этой гравюры Гунста есть, к примеру, в собрании Русского музея и Музеев Московского Кремля (Мария Онучина, AI).
Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.
Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.