Публикация: Яков Чернихов. Конструкция архитектурных и машинных форм. — [Ленинград] : Ленингр. о-во архитекторов, 1931. С. 51. Илл. 87
Сертификат Архитектурного благотворительного фонда имени Якова Чернихова, подписанный президентом фонда А. А. Черниховым, б/н, б/д
Естественное старение бумаги, незначительные общие загрязнения
Работа оформлена в паспарту и раму со стеклом (49 × 42)
***
Композиция «Сложно-изгибающееся тело с явными конструктивно динамическими признаками» Якова Георгиевича Чернихова выполнена в рамках серии «Конструкция архитектурных и машинных форм» (1927–1931).
«…Конструктивные идеи зарождаются у нас иногда даже помимо воли, — отмечает Яков Чернихов. — Они появляются, как всякая фантазия, иногда совершенно внезапно, и их ценность заключается в том, что в отличие от фантазий обычного порядка, они таят в себе нечто определенное, строгое, как закон. Конструктивная идея рисуется в виде какого-то законченного и завершенного образа, обладающего импозантностью и совершенством форм» (Яков Чернихов. Конструкция архитектурных и машинных форм. — [Ленинград] : Ленингр. о-во архитекторов, 1931. С. 65).
«Чувство, переживаемое нами от удачно решенных конструкций, по своей силе и ценности равносильно тому чувству, которое получается при созерцании предметов искусства высокого качества, — пишет Чернихов. — То прекрасное, что таится в совершенных конструкциях, осознается нами благодаря непосредственному воздействию объектов, сотворенных руками человека. Это в одинаковой степени относится и к сооружениям, и к машинам. На нас действует вся совокупность элементов, собранных в определенной гамме» (Там же. С. 66–68).
А во вступительной статье Э. Ф. Голлербах отмечает: «Он [Чернихов] заставляет нас любоваться такими вещами, мимо которых в жизни мы часто проходили равнодушно: какой-нибудь ступенчатый куб, изломанный параллелепипед, комбинация цилиндров, болт, гайка, сцепление машинных частей — все это, неожиданно для нас, оказывается преисполненным какой-то своей особенной красоты и правды» (Там же. С. 21). И далее: «Рассматривая рисунки, изображающие различные конструктивные возможности и формы, испытываешь иногда чисто физическое ощущение “зажима”, “сцепления”, “обхвата” или еще какого-нибудь явления конструктивной связи. Во многих композициях Чернихова совершенно реально ощущаешь массивность, тяжесть, статичность или, наоборот, легкость, воздушность, динамичность; чувствуешь окоченевший, застывший ритм линий, их упругость, сжатость или разбег; невольно передается ощущение того или иного р и т м а композиции. Диапазон его воображения исключительно широк; его замыслы не вмещаются ни в какой штамп, который порою ошибочно называют стилем» (Там же. С. 22–23).
Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.
Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.