Слева внизу подпись и надпись: Constant Korovine. Paris
На обороте: справа вверху аукционная этикетка; слева вверху, бумажная этикетка: НИНЭ имени П. М. Третьякова // № 17256; ниже бумажная наклейка с надписью: 7488-2
Экспертное заключение НИНЭ имени П. М. Третьякова ОЖ 17256, № 10845-25 от 23 декабря 2021. Эксперт И. В. Геращенко
Приложение № 1 к Экспертному заключению ОЖ 17256. Эксперт, к.х.н. И. Н. Шибанова
Незначительный кракелюр
Работа оформлена в раму (45 × 52,5)
***
Выдающийся русский художник рубежа XIX–XX столетий, Коровин проявил себя во многих видах искусства: архитектуре, театре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Огромный вклад он внес в историю русской живописи.
Константин Алексеевич Коровин появился на свет в 1861 в Москве. Родился и вырос в семье купцов-старообрядцев; дед по отцовской линии был владельцем ямщицкого извоза, дед по материнской линии — чаеторговцем. Родители увлекались искусством, в доме Коровиных часто бывали живописцы И. М. Прянишников и Л. Л. Каменев.
В 1875 поступил в МУЖВиЗ, где уже учился его старший брат Сергей, также впоследствии ставший известным художником. Сначала занимался на архитектурном отделении, в 1876 перешел на живописное. Учился у Е. С. Сорокина, В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова. В 1881 поступил в ИАХ в Петербурге, но годом позже, разочаровавшись в устаревших методах преподавания, возвратился в Москву и продолжил обучение в МУЖВиЗ в мастерской В. Д. Поленова. В 1883 за живописный этюд был награжден малой серебряной медалью, в 1883–1884 за рисунок — стипендией В. А. Долгорукого. В 1886 окончил училище со званием неклассного художника.
В 1880-х посещал поленовские рисовальные вечера. Через В. Д. Поленова познакомился с С. И. Мамонтовым, вошел в Абрамцевский художественный кружок. С 1884 регулярно бывал в подмосковном имении Мамонтова, работал в гончарной и столярной мастерских. Создавал эскизы мебели, выполнил изразцовые фризы, каминные вставки и др. С 1885 оформлял многие постановки в Русской частной опере Мамонтова в Москве. Принимал участие в домашних постановках абрамцевского кружка в качестве актера и оформителя спектаклей. С середины 1880-х по 1890 возглавлял живописную мастерскую Строгановского художественно-промышленного училища.
В 1888–1889 путешествовал с С. И. Мамонтовым по Испании и Франции. В 1889 побывал в Тифлисе, Мариуполе, Костроме. С 1888 экспонировал свои произведения на выставках Московского общества любителей художеств, с 1889 — выставках ТПХВ.
В 1892–1894 жил в Париже.
Дальше будет большая жизнь: путешествия на Север и Юг, много творчества и работы, выставки, награды, театр, «Мир искусства», признание, преподавание, эмиграция…
Только после полутора лет, проведенных в Париже с осени 1892 года, когда художник познакомился с современным европейским искусством, а в живописи французских импрессионистов «нашел все то самое», за что его «так ругали дома, в Москве», Коровин окончательно выработал свой стиль. Искусство импрессионистов помогло ему утвердиться в правильности интуитивно выбранного им направления в живописи. Свои взгляды на задачи искусства живописец изложил в одном из интервью: «Моей главной, единственной, непрестанно преследуемой целью в искусстве живописи всегда служила красота, эстетическое воздействие на зрителя. Очарование красками и формой. Никогда никому никакого поучения, никогда никакой тенденции, никакого протоколизма. Живопись, как и музыка, как стих поэта, всегда должна вызывать в зрителе наслаждение. Художник дарит зрителя только прекрасным».
Профессор Б. П. Вышеславцев, которого, как и философа Н. А. Бердяева, чрезвычайно интересовали проблемы, связанные с психологией творчества, оставил достаточно точную характеристику искусства художника. «Коровин не изображал того, что может изобразить литература, драма, Сатира; он не берет той стороны вещей, которая находит свое выражение в скульптуре или архитектуре. С полным сознанием своей задачи он пребывает в стихии чистой живописи».
Картина «Ночной Париж» входит в цикл произведений, созданных художником в 1930-е годы. Произведение отличает эмоциональная и свободная манера письма. Известно, что художник писал, как правило, без предварительного рисунка, широко работая кистью. Коровин, несомненно, воспринимает ночную жизнь города как грандиозное зрелище, как театральное действо, будоражащее его воображение. На это указывал и Александр Бенуа, также проживавший в эмиграции в Париже и писавший в 1932 году о Коровине: «Живя в издавна любимом им Париже, весь отдается страсти передавать свои впечатления от парижской улицы и в особенности от ее ночной жизни. А разве это тоже не чудесный “театр”, к которому мы слишком привыкли, так как видим его каждодневно, но который на самом деле составляет едва ли не самый чарующий спектакль нашего времени?» (benua.su).
Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.
Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.