logo
Аукцион № 509 и аукцион «Книги»
Байков Фёдор Ильич
Привал кочевников
Вторая половина 1880-х гг.
Торги завершены
Перейти в каталог
Материалы: картон, масло
Размер: 47,5 × 38,4 см

На обороте, слева вверху, бумажная этикетка: ЦХЭ им. И. Е. Репина // Э-545/20_1

 

Экспертное заключение ЦХЭ имени И. Е. Репина Э-542/20_1, № 1554-1-20 от 10 августа 2020. Историк искусства, эксперт по культурным ценностям Т. П. Горячева

 

Кракелюр

Работа оформлена в раму со стеклом (64 × 55 см)

 

***

Фёдор Ильич Байков (1818–1890) — русский живописец и литограф, мастер батальных и жанровых картин, работавший в Санкт-Петербурге, на Кавказе и в конце жизни — в Вене и Триесте.

 

Фёдор Байков родился в Санкт-Петербурге в 1818 году. Отцом будущего художника был любимый лейб-кучер императора Александра I Илья Иванович Байков (1768–1838). Именно Илья Иванович в 1825 году доставил из Таганрога в Петербург тело почившего императора. Старший брат Фёдора Байкова — Пётр Ильич Байков — также был художником батального жанра.

 

С 1844 года Фёдор Байков в качестве вольноприходящего ученика обучался в Академии художеств. Уже на этом раннем этапе художественный талант Фёдора Ильича был отмечен членами императорской семьи: три картины 1844 года («Казак и трое солдат у избы», «Хижина на берегу», «У кузницы», ныне все в ГРМ) были куплены в личную коллекцию великим князем Николаем Николаевичем, а картину «В горах со стадом» приобрел великий князь Николай Михайлович (ныне в собрании Государственного музея коневодства).

 

Звание художника батальной живописи Фёдор Байков получил в 1862 году. Он жил и работал в Петербурге, а затем в Тифлисе, при дворе Наместника Кавказа великого князя Михаила Николаевича. Байков много путешествовал по различным районам Грузии, Дагестана, Чечни и Закавказья. На основании путевых зарисовок и этюдов с натуры художником были написаны выдающиеся по этнографической точности картины, рассказывающие о повседневной жизни различных кавказских народов. Часть кавказских произведений были литографированы Байковым и изданы в 1869 году как альбом под названием «Закавказские виды и типы». Экземпляры издания хорошо раскупались по всей стране, обращение к литографии сделало творчество Фёдора Байкова известным в широких кругах.

 

В конце 1870-х годов Фёдор Байков переехал в Вену, и далее, около 1883 года, — в Триест. Там художник прожил последние годы своей жизни. Живя в Европе, Фёдор Ильич продолжал использовать свои ранние сюжеты, создавая картины на кавказские темы. К такого рода поздним произведениям относится и представленная на торгах работа «Привал кочевников», датируемая экспертами второй половиной 1880-х годов.

 

Картина «Привал кочевников» перекликается с целой серией произведений Фёдора Байкова на схожий сюжет. К примеру, с созданной ещё во время жизни на Кавказе картиной «Привал татар с кочевья», известной на сегодняшний день по литографии из альбома «Закавказские виды и типы» (1869). Также работа имеет несомненное сходство с полотном «Семья кочевников на привале» (1888, частное собрание, Россия) и с рядом других работ.

 

Во всех этих произведениях композиция строится вокруг группы остановившихся на привал кочевников и перегоняемых ими животных — овец, баранов, коз, лошадей и верблюдов. Появление верблюдов на этнографических полотнах Фёдора Байкова не является неким художественным преувеличением. Вопреки расхожему представлению о верблюдах как о животных исключительно теплолюбивых и живущих лишь в жарком климате пустынь, использование двугорбых верблюдов в качестве тягловых животных было обычной практикой на Кавказе на протяжении многих веков. Лидерами в разведении верблюдов были ногайские татары, за ними эту практику частично переняли черкесы, осетины, ингуши, чеченцы. Народы Кавказа использовали этих выносливых животных, способных нести на себе груз весом до 300 кг, для перевозки пожитков и войлочных шатров с места на место. Караваны верблюдов перевозили путников из Астрахани в Моздок, и далее — в города Центрального и Восточного Кавказа. Кроме того, ногайцы даже пахали на верблюдах землю, а по большим праздникам употребляли верблюжье мясо в пищу (sevosetia.ru).

 

Работа «Привал кочевников» Фёдора Байкова, по мнению экспертов, имеет бесспорное коллекционное значение и может представлять поздний период творчества художника в собрании художественного музея (Мария Онучина, AI).

 

Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.

Количество просмотров: 432
Количество лайков: 0
Количество подписок: 0
Биография

Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.

Информация
ARTinvestment
г. Москва, Гороховский переулок, д.7
Вам может это понравиться