logo
Аукцион № 509 и аукцион «Книги»
Архипов Абрам Ефимович
На базаре. Солнечный день
1919 г.
Торги завершены
Перейти в каталог
Материалы: картон, масло
Размер: 21,8 × 27 см

Подготовительный эскиз к картине «На базаре» 1919 года, ЧС (по И. В. Геращенко, Е. В. Гордеевой)

 

Справа внизу дата и подпись: 1919 // А. Архиповъ

На обороте картона, слева вверху, следы надписи: // Archipo…

 

Экспертное заключение ЦХЭ им. И. Е. Репина Э-1/14_346, № 2911-1-23 от 01 августа 2023. Эксперт, искусствовед И.В. Геращенко; эксперт, искусствовед Е. В. Гордеева

 

Незначительный кракелюр

Работа оформлена в раму (45,5 × 51 см)

 

***

Абрам Ефимович Архипов (1862–1930) — знаменитый русский живописец, автор ярких запоминающихся образов крестьянской жизни. За свою долгую и успешную карьеру Архипов создал много пейзажей, жанровых картин, но, пожалуй, самыми известными в творческой карьере художника стали портреты крестьянок в красном, сделавшие Абрама Архипова всемирно известным художником.

 

Абрам Архипов (настоящая фамилия Пыриков) родился в деревне Егорово Рязанской губернии в крестьянской семье. По собственным воспоминаниям, он рисовал «везде, всегда, всюду, где только можно» и учился у приезжих иконописцев. Один из них, оказавшийся вольнослушателем МУЖВЗ, помог Архипову подготовиться к поступлению в 1876 в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где тот занимался с перерывом в 1877–1883 и 1886–1888. Его учителями были В. Г. Перов, пробудивший в Архипове интерес к крестьянской тематике, В. Д. Поленов, один из первых русских пленэристов, А. К. Саврасов и В. Е. Маковский.

 

В 1884–1886 Архипов совершенствовал свою живопись, посещая петербургскую Академию художеств. Однако вскоре он был разочарован в академическом преподавании и вернулся в МУЖВЗ, где возглавил натурный класс, а с 1898 стал преподавать в звании академика.

 

Жанровые работы художника посвящены в основном знакомой ему крестьянской теме. Манера письма в ранний период творчества Архипова была более реалистической. Следуя заветам своих преподавателей, знаменитых пейзажистов Поленова и Саврасова, Абрам Архипов учился передавать эмоциональное состояние своих персонажей посредством пейзажа — как, например, в работах «На Волге» (1889) и «По реке Оке» (1889). Последняя работа, изображающая путешествие группы крестьян по реке в груженой поклажей лодке, имела ошеломительный успех на 18-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок. Архипов в лучших традициях критического реализма изобразил людей тяжелого труда, уставших, задумчивых. Но вместе с тем заливающий всю картину солнечный свет и широкий речной простор придают работе мажорное звучание, покой и умиротворение. Картина «По реке Оке» с выставки была куплена Павлом Третьяковым, а её автор в 1891 году вошёл в состав Товарищества передвижников.

 

Со временем Архипов начал отходить от чистого реализма, его манера становилась всё более свободной, импрессионистической. Тема произведений также эволюционировала в сторону более спокойных, будничных сюжетов. На знаменитом полотне «Прачки» драматизм достигается не за счёт сюжета, а скорее за счет контрастов света и тени, широкого и размашистого письма, темного колорита, отражающего социальное положение и тяжелый труд прачек.

 

Отдельной темой в творчестве Архипова стали пейзажи Русского Севера. Художник много путешествовал в этих краях, его вдохновляла величавая природа, самобытная деревянная архитектура и безлюдные лесистые острова.

 

В 1914 году художник написал полотно «Гости» с четырьмя деревенскими девушками в красных нарядах, сидящими в горнице у окна. Для этой работы Архипов сделал множество зарисовок с натуры в Рязанской, Тверской и Тамбовской губерниях. Именно тогда у художника родилась идея писать портреты крестьянок как отдельные, самостоятельные произведения. Постепенно этот образ стал центральным в его творчестве.

 

В знаменитом цикле портретов крестьянок размышления о нелегких буднях простого народа уступили место деревенскому празднику, смеху и буйству красок нарядных платьев и платков. Архипов пишет образы сильных, крепких и веселых женщин, тех, о которых Владимир Гиляровский впоследствии напишет такие строки: «Красным солнцем залитые / Бабы, силой налитые, / Загрубелые, / Загорелые, / Лица смелые. / Ничего-то не боятся, / Им работать да смеяться».

 

На полотнах Архипова доминирует красный цвет, манера письма становится окончательно импрессионистической. Это русский народный идеал, принятый одинаково положительно как у старой, так и у новой власти. Архипов не расставался со своими крестьянками и после прихода к власти большевиков — благо красный цвет у них был в почете.

 

После 1917 года Архипов вошел в Ассоциацию художников революционной России. В 1918–1920 преподавал в Государственных свободных художественных мастерских, в 1922–1924 — во Вхутемасе. В разное время у него учились Ф. С. Богородский, С. В. Герасимов, Б. В. Иогансон, В. В. Мешков, А. А. Пластов, К. Ф. Юон.

 

Умер Абрам Архипов в 1930 году в Москве. Певец красоты русских крестьянок так никогда и не женился.

 

***

 

Представленная на торгах живописная работа «На базаре. Солнечный день» 1919 года является подготовительным эскизом к крупноформатному одноименному полотну. Работа полностью соответствует настроению произведений Абрама Архипова второй половины 1910-х — 1920-х годов, когда мастер открыл для себя новую тему — изображение радостных сцен народной жизни с участием русских крестьянок в ярких одеждах, как правило, красного цвета.

 

Многочисленные поездки Архипова по Рязанской, Нижегородской, Тверской и другим губерниям стали источником для подобного рода сюжетов. Перед нами сцена базара в солнечный день. Идет бойкая торговля: нарядные крестьянки окружили прилавок с товаром. На подготовительном эскизе угадываются очертания предметов, которые в финальном произведении станут пузатым бутылем и самоваром.

 

Архипов пишет в размашистой, свободной манере, замешивая краски прямо на этюде. Широкими корпусными мазками художник создает выразительную и динамичную фактуру красочной поверхности, типичную для его произведений. Колорит работы звонкий, яркий, с преобладанием любимых у Архипова оттенков красного цвета. При этом эти яркие пятна красного, желтого, синего, светло-зеленого цвета художник заставляет звучать еще громче, помещая их на нейтральный выбеленный фон, создающий эффект заливающего всё вокруг солнечного света. Работа вызывает ощущение праздника, легкости, радости. Именно подобные мажорные произведения сделали Абрама Архипова всемирно известным, стали наиболее узнаваемыми в его творческом наследии (Мария Онучина, AI).

Количество просмотров: 293
Количество лайков: 0
Количество подписок: 0
Биография

Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.

Информация
ARTinvestment
г. Москва, Гороховский переулок, д.7
Вам может это понравиться