logo
Бочарова Елена Викторовна
﴾XXI век﴿ Меланхолия
2017, 2023 гг.
Торги завершены
Перейти в каталог
Материалы: холст, масло
Размер: 100 × 120 см

Справа внизу подпись инициалами и дата: Е. Б. 23

На обороте, слева вверху, авторская надпись и дата: Бочарова Е. В // «Меланхолия» // «Разлитое молоко» // 2017, 2023 // х. масло

 

Незначительный кракелюр и нарушения красочного слоя

 

Работа происходит из собрания семьи художника

 

***

 

Картины Елены Бочаровой лишены автоматизма ремесленника и интуитивной эмоциональности, они написаны в традиции петербургского структурализма — не стиля или направления, но определенного подхода к организации формы предмета в пространстве, метода пластического раскрытия реальности с целью выявления ее характерных структурных особенностей.

 

Для Петербурга обращение к творческим традициям и стремление к новаторству — условие, данное самой историей города. Крупнейшие мастера, отвечая на запросы времени, относились к произведению как к «воспроизведению специфической модели мира» и выражали определенное мировосприятие живописно-пластических идей. Но есть еще одна характерная черта развития креативной жизни нашего города — преодоление. Преодоление условий, заданных спецификой климата, и, как следствие, психоэмоциональных напластований, историко-культурного «гнета» консервативных традиций, наконец, переиначивая выражение Филонова, — «привычка находиться в подполье», выработанная в силу сопротивления вызовам последнего столетия. Необласканный чиновничеством от культуры петроградско-ленинградский круг петербуржских художников выбирал право на неблагополучную жизнь, высвобождая силы для независимого поиска.

 

Петербургский структурализм закономерно продолжает аналитические традиции отечественного авангарда, сформировавшиеся в первой трети ХХ века. Малевич, Филонов, Матюшин, Петров-Водкин — мэтры, повлиявшие на все последующие мировоззренческие и пластические поиски искусства города. От них ниточка традиций протянулась непосредственно к поколению художественной молодежи 1970–80-х, которой повезло с учителями, научившими искать собственный метод как в залах музеев и в библиотеках, так и в мастерских, где словом и делом определялись задачи и цели современного творчества. Появилась живая преемственность традициям аналитического искусства вопреки господствовавшей десятилетиями доктрине метода соцреализма. К тому же на «перестроечной» волне сложилась благоприятная обстановка для оживления всей культурной жизни страны, в изобразительное искусство влилась свежая кровь: оно помолодело и раскрепостилось, освободившись от идеологических штампов.

 

Стиль Елены Бочаровой индивидуален и узнаваем не в последнюю очередь по большеформатным сюжетным композициям из нашей обыденности. Все персонажи происходят из реальной жизни; они — результат наблюдения зоркого, пусть ироничного, но любящего глаза. Автора интересуют «пограничные» состояния как возрастного, так и социального порядка. Ее модели отнюдь не самые сильные и самостоятельные в мире — старики, дети, подростки, солдаты, чернорабочие; и это подкупающая симпатией черта внешней стороны картин Елены.

 

Не менее важно подспудно лежащее качество, связанное с профессиональным языком. В нем четко и ярко проявились законы «скрытой геометрии», когда формальные построения поддержаны прекрасным знанием анатомии и мастерской работой с формой. Тяга к монументальности сказывается не просто в увеличении размера произведения, но и в оправданной заполненности плоскости крупными фигурами. Творческому почерку Бочаровой присуща независимость высказывания, манера раскованного письма определена и выбором используемой основы. Грубые холсты, куски оргалита, неприглядного картона либо геотекстиля буквально «трещат по швам» от полноты образного высказывания. Подобной свободы (во всех смыслах, и от коммерции в том числе) выражения, пожалуй, не встретишь в творчестве большинства известных современных художниц (Елена Чурилова, искусствовед, член Ассоциации искусствоведов (АИС), Санкт-Петербург).

 

Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.

Количество просмотров: 151
Количество лайков: 0
Количество подписок: 0
Биография

Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.

Информация
ARTinvestment
г. Москва, Гороховский переулок, д.7
Вам может это понравиться