Справа внизу подпись
На обороте, слева внизу, бумажная этикетка: ЦХЭ им. И. Е. Репина // Э-631-/21_1
Экспертное заключение ЦХЭ им. И. Е. Репина Э-631/21_1, № 1934-1-21 от 08.06.2021. Эксперт искусствовед Ю. В. Рыбакова
Провенанс (по Ю. В. Рыбаковой): из коллекции Г. Д. Костаки
Работа оформлена в паспарту и раму (55 × 55 см)
***
Михаил Фёдорович Ларионов — один из ведущих мастеров русского авангарда начала ХХ века. Ранние работы М. Ларионова встречаются нечасто, и его принято относить к мастерам Русского Зарубежья, но холст «Ранняя весна», датируемый концом 1890-х — началом 1900-х годов, позволяет обратиться к его доэмиграционному творчеству.
В 1898–1910 (с перерывами) Ларионов учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. А. Серова, И. И. Левитана. Именно временем «обучения в МУЖВиЗ и создания натурных “серых” этюдов, сдержанных по колориту, часто с вкраплением зеленого цвета и пастозных по фактуре» эксперт Ю. В. Рыбакова датирует работу. «Многие из подобных пейзажей, — отмечает эксперт, — были выполнены в родном городе М. Ларионова — Тирасполе на границе с Бессарабией, где родился Ларионов и куда часто приезжал. И в последующие годы мастер черпал вдохновение из детства — улочек Тирасполя; бабушкиного сада; военной крепости Бендер, где служил отец будущего художника; колоритной многоязычной и многонациональной Одессы с ее теплым морем.
Ларионов вспоминал о своем детстве: “Прогулки, начинавшиеся до восхода солнца и длившиеся до самого позднего вечера. Это главное и основное воспитание моего духа и чувства”. “Природная среда — а это не только степь, окружавшая крепость, но и огромный бабушкин сад с абрикосовыми деревьями и кустами роз — стала основой и его склонности к пейзажу (шире — пейзажного мышления), и той светлой, поэтической составляющей ларионовского искусства, которую отмечают все его исследователи. Много позже художник напишет, что образ счастья связан для него на с «физическим благополучием… или успехом (успех еще модно подумать), и даже не особенно с любовью — но, как-то странно, всегда… — с поздним солнечным утром… и временем поближе к осени», проведенном на Днестре или Лонжероне”».
Как отмечает специалист по творчеству художника Глеб Поспелов, живописные произведения Ларионова начала 1900-х годов отличаются этюдностью наложения красок, равно как и «акцентом на живописном слое работы, приобретавшем в ту эпоху все большую самостоятельность» (Поспелов, Г.Г., Илюхина, Е.А. Михаил Ларионов: живопись, графика, театр / под ред. А. Сарабьянова. М.: Русский авангард; Галарт, 2005. С. 34).
Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.
Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.