logo
Заборов Борис Абрамович
Без названия (Автопортрет художника с моделью)
1992 г.
Торги завершены
Перейти в каталог
Материалы: холст, масло
Размер: 129 × 170 см

Справа внизу подпись и дата: Заборов 92 г.

На подрамнике, справа по центру, бумажная этикетка на французском языке, частично закрытая рамой; слева по центру надпись: Orange brilliant // Naples // Jan de Mars

 

Справа вверху незначительное нарушение красочного слоя

Работа оформлена в раму (144 × 183,5 см)

 

***

 

«Из всего многообразия окружающих нас вещей старые фотографии из семейных альбомов больше всего волнуют мое воображение. Они обладают гипнотическим свойством. Люди с неведомыми мне биографиями вглядываются в меня издалека своего прошлого, завораживают своей тайной, рождают мистическое чувство. Этот взгляд — внимательный, сосредоточенный, направленный прямо в твои глаза, как бы приглашает к диалогу душ» (Борис Заборов).

 

Борис Абрамович Заборов (1937-2021) — живописец и график родом из Беларуси, получивший художественное образование в России и ставший всемирно известным, живя во Франции. В своих живописных произведениях Борис Заборов интерпретировал образы со студийных фотографий конца XIX — первой четверти ХХ века. Они стали главным источником вдохновения для художника на более чем четыре десятилетия.

 

Борис Заборов родился в 1937 году в Минске, в семье известного белорусского художника Абрама Борисовича Заборова. Начальное художественное образования Борис получил в Минском художественном училище (1949–1954). Затем он отправился покорять Ленинградскую академию художеств, учебой наслаждался, но долго там не проучился: познакомившись на летней практике после второго курса со своей будущей женой, поэтессой Ириной Бассовой, он вслед за возлюбленной переехал в Москву. В 1961 году Борис Заборов окончил курс в Московском художественном институте им. Сурикова.

 

Далее последовал достаточно долгий, почти двадцатилетний белорусский период в творчестве художника. С 1962 по 1980 он жил в Минске, работая в основном в книжной графике. За эти годы проиллюстрировал и оформил десятки книг — произведения Александра Пушкина, Фёдора Достоевского, Янки Купалы, Рыгора Бородулина, Уильяма Шекспира, Оскара Уайльда и других. Талант художника отмечали престижными наградами, он стал членом Союза художников СССР.

 

Но, как признавался сам Борис Заборов впоследствии, избрав судьбу относительно независимого иллюстратора книги с высокими гонорарами, а не художника вне официального искусства, обреченного на нужду и остракизм, он в каком-то смысле «предал мечту стать художником». Борис Заборов воспринимал книжную графику как сферу второстепенную, т.к. суть это вида искусства состоит в иллюстрировании литературного произведения. То есть текст первичен, а рисунки к нему идут во вторую очередь. Заборов мечтал писать маслом, но навязываемый повсеместно соцреализм был ему чужд. Так он пришел к решению об эмиграции. Эмиграции, которую художник считал в первую очередь творческой, а не политической.

 

В октябре 1980 года Заборов с супругой оказались в Вене, а с мая 1981 года поселились в Париже. Первые годы были сложными, у семьи почти не было денег и друзей во Франции. Но вскоре после переезда Борис Заборов нашел свою главную тему, обрел свой неповторимый стиль, что принесло ему в итоге и признание, и достаток. Как рассказывал Борис Абрамович, все началось с одной старинной фотографии, которую он привез из Беларуси.

 

История этой фотокарточки удивительна. Борис Заборов рассказывал, как однажды, еще в Беларуси, гуляя с другом где-то за городом, они набрели на одиноко стоящую избу. Внутри они увидели немую мизансцену: посреди избы на тюфяке, набитом соломой, лежал старик — умирающий или уже скончавшийся, а рядом с ним сидела неподвижно старуха, даже не обратившая внимания на появление посторонних. Окончательно привыкшие к темноте глаза заметили висящую на стене старую фотографию в полуразрушенной раме. На ней была запечатлена сцена, зеркально отражающая ту, что происходила в избе, придавая всему происходящему почти мистическое содержание. На этой фотографии на соломенном тюфяке, покрытом белой простыней, лежал покойный. В его сложенных на груди руках — свеча. Он был одет в тройку 20-х годов. У его изголовья — женщина, держащая в руках его фотографию, и многочисленные родственники. «Полный жизни и солнца день за дверью, мрак отходящей жизни и висящая на стене фотография соединились в единую протяженность бытия, единую реальность. Эта фотография приехала со мной в эмиграцию. Она стала, по сути, “золотым ключиком”, отворившим для меня потайную дверцу в безмолвный мир давно ушедших из земной жизни людей», — рассказывал Борис Заборов.Художник начал рисовать портреты безымянных людей со старинных студийных фотографий. За основу он брал снимки, датируемые концом XIX — началом ХХ века (самое позднее — 1930-ми годами). Заборова привлекала особая статичность, обусловленная особенностями фотографического процесса на раннем этапе — необходимостью долгой выдержки. Как говорил художник, «сосредоточенность, с которой фотографируемый замирал в ожидании вспышки, поднимали из глубин его существа душевную энергию, которая, аккумулируясь, застывала во взгляде, в выражении глаз. Через этот взгляд начинаешь ощущать тайну неведомой жизни словно часть собственной» (finbahn.com).

 

При этом Заборов не стремился полностью копировать снимок, а брал зачастую лишь его фрагмент, того или иного героя, по каким-то причинам привлекшего его внимание. Своего персонажа он помещал в условное пустое пространство, которое автор не воспринимал как пустоту. «В моем случае пространство в картине не может быть пустотой — напротив, это живая, упругая субстанция, спрессованная временем. Создание этой материи занимает у меня в работе над картиной практически всё время», — объяснял Заборов (youtube.com).

 

Произведения Бориса Заборова получили широкое признание на Западе еще в 1980-е годы, а после распада СССР — и на его родине в Беларуси и России. Выставки художника проходили в галереях Европы, Франции, Соединенных Штатов и Японии. А в России его творчество представляли в ГМИИ им. А. С. Пушкина (1995), в «Манеже» Санкт-Петербурга (1995), в Русском музее (2005) и Третьяковской галерее (2005).

 

***

 

Представленный на торгах «Автопортрет художника с моделью» своей тематикой отличается от основного корпуса работ Бориса Заборова. Вместо безымянных героев со старинных фотокарточек перед нами предстает сам художник. Точнее, это его отражение в зеркале, рама которого отчасти напоминает обрамление всё тех же студийных фотографий. Живописец наделен всеми должными атрибутами — палитрой, кистью, неким пышным шарфом, повязанным вокруг шеи. На переднем плане лежит обнаженная модель, её силуэт выплывает из характерной дымки, вызывающей в памяти произведения мастеров пикториализма. Перед нами не жанровая сцена, а скорее, символическая композиция, имеющая обобщенный смысл. Картина представляется авторским высказыванием на вечную философскую тему художника и его музы.

 

Полотно, представленное на AI Аукционе, датируется 1992 годом. Интересно, что в 1998 году Борис Заборов написал другой «Автопортрет с моделью», очень близкий по сюжету и идейному содержанию. Этот более поздний автопортрет представляет собой крупное горизонтальное полотно длиной около двух метров, в левой части которого вновь написан художник в зеркале, а в правой части — сидящая обнаженная. «Автопортрет с моделью» 1998 года участвовал в большой выставке автопортретов в Галерее Уффици, после которой вошел в постоянную коллекцию этого всемирно известного музея (работу можно увидеть в каталоге «Gli Uffizi. Autoritratti del novecento» на с. 19). А у наших покупателей есть шанс включить в своё собрание более ранний вариант картины на эту тему.

 

Фотографии работ в интерьерах — фантазийные. При наличии обрамления его вид и размер указаны в описании каждого лота.

Количество просмотров: 402
Количество лайков: 0
Количество подписок: 0
Биография

Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.

Информация
ARTinvestment
г. Москва, Гороховский переулок, д.7
Вам может это понравиться