logo
Лот № 340. Декоративная ваза с крышкой
  
Японское искусство XIX–XX вв.
Мастерская «Ногава» (яп. 能川)
Лот № 340. Декоративная ваза с крышкой
период Мэйдзи (1868 - 1912)
Торги завершены
Перейти в каталог
Материалы: сплавы сякудо, сибуити, сэнтоку, золото, серебро, акаганэ; литье, гравировка, инкрустация, патинирование
Размер: 18 см (высота)
Регион: Япония, Киото

Япония, Киото

 

 

Миниатюрная декоративная ваза в форме ромба со сглаженными углами увенчана крышкой и создана из разнообразных японских ювелирных сплавов: сякудо, сибуити, сэнтоку. По всей поверхности сосуд декорирован инкрустацией в технике плоского рельефа хирадзоган золотом, серебром, сплавами сякудо, сибуити и акаганэ и искусственным патинированием в стиле иро-э («цветная картина»).

На нижней стороне крышки золотом инкрустирована марка компании «Ногава» (яп. 能川). Компания, владевшая мастерской и собственным фирменным магазином, была основана в 1825 году Ногавой Нобору (яп. 能川登) в Киото и просуществовала примерно до 1920 года. В конце XIX века мастерская, создающая дорогие эксклюзивные произведения из ювелирных металлов, стала всемирно известной и даже входила в список мест для посещения иностранцами, рекомендованных в «Путеводителе по Японии» 1889 года. В двух лучших киотских отелях того времени — «Киото» и «Мияко» — компания имела собственные выставочные залы.

Ваза украшена живописным изображением двух сезонов — весны и осени. На одной стороне, на фоне черно-лилового сплава сякудо, запечатлены цветы весны — глицинии (фудзи) и желтая прудовая лилия (кохонэ), а также порхающая бабочка. На обратной стороне на фоне золотистого сплава сэнтоку — склонившаяся над горным ручьем ветка клена момидзи, полная осенняя луна и маленькая летучая мышь. Интересна задумка автора: помимо двух самых красивых сезонов в Японии художником представлено разное время суток — день и ночь. Изображенные вместе растения и цветы разных сезонов символизировали в Японии идеи красоты и гармонии мироздания. Разместив картины разных сезонов в разное время суток, художник еще больше замкнул символизм произведения, позволяя охватить всю красоту природы — весну и осень, день и ночь, — и всё в одном миниатюрном произведении.

Произведение выполнено на высоком художественном и технологическом уровне. Его отличительной особенностью является виртуозная техника исполнения задуманного образа и удивительный живописный эффект, получаемые комбинацией сплавов и тонкой гравировкой. В конструкции и декоративной композиции, технике исполнения, а также изобразительном мотиве нашли отражение специфические особенности японской металлической пластики периода Мэйдзи, в частности преобразование функциональной вещи в декоративную и сочетание классических цветочных сюжетов. Дальнего Востока с современной формой предмета.

Представленная ваза является уникальным образцом японского искусства, выполненным в стиле иро-э — роспись металлом по металлу, и обладает высокой историко-художественной и коллекционной ценностью.

Количество просмотров: 203
Количество лайков: 0
Количество подписок: 0
Вам может это понравиться