Токио
С экспертным заключением
Окимоно изображает молодого самурая в повседневной одежде. Стоящий в полный рост мужчина одет в кимоно, украшенное буддийским узором саягата. Поверх кимоно накинута длинная накидка хаори, завязанная на груди тесемками. За пояс каку-оби заткнута пара мечей дайсё: длинный меч дайто и короткий сёто. Левой рукой молодой человек придерживает дайто со свисающим шнуром. В правой руке он держит сложенный веер сэнсу.
Термин самурай, впоследствии объединивший всю воинскую элиту Японии, возник в начале X века. Самураями первоначально называли воинов-аристократов (буси), а с XII века это слово стало обозначать всех представителей военно-феодального сословия мелких дворян. В стране, разделенной на четыре сословия — воины, земледельцы, ремесленники и торговцы, — самурайское сословие было наиболее почитаемым. Так продолжалось вплоть до 1870‑х годов, пока реформы не положили конец существованию самураев как класса.
На обратной стороне подставки выгравированы два иеро глифа «芳文», читающиеся как «Хо: бун». Подпись принадлежит мастеру Хирасаки Хобуну (яп. 平坂芳文, 1862–1919), который являлся членом Токийской ассоциации скульпторов и считался одним из признанных молодых мастеров своего времени. Мастер родился в префектуре Тояма в семье потомственного резчика по дереву. В 1895 году в возрасте 33 лет переехал в Токио и поступил в ученики к Симамуре Сюнмэю. После смерти учителя в 1896 году стал работать под руководством Ёсиды Хомэя. Впервые представил свою работу на 13‑й выставке Токийской ассоциации скульпторов В 1899 году. В 1900 году участвовал во Всемирной выставке в Париже. В 1910 году Хирасаки Хобун снова представил публике свою работу на выставке Токийской ассоциации скульпторов и в том же году вернулся к себе на родину в Тояма, где и провел остаток жизни до самой смерти.
Одна из работ мастера под названием «Дети под дождем» была опубликована в каталоге «Бидзюцу Гахо» в 1902 году, печатавшем лучшие произведения искусства современных мастеров. Опубликовано: 美術画報 十一編巻三 [The magazine of Japanese art. Vol XI. № 3]. Tokyo Gahosha, 1902.
Аналогии: The Shoto Museum of Art. History of Japanese ivory carving. Gebori Okimono and Shibayama of Meiji Period. Tokyo, 1996. Р. 171.