Япония
С экспертным заключением
Многофигурное окимоно изображает корабль сокровищ Такарабунэ, на котором собраны Cитифукудзин — Семь богов счастья. В их число входят боги и мудрецы индийского, китайского и японского происхождения. По народному поверью, они приносят богатства и долгую жизнь.
Все семеро божеств находятся на корабле. Их фигурки являются миниатюрными окимоно, собранными в единую композицию на палубе. Корпус корабля выполнен методом обкладки каркаса костяными пластинами и украшен тонированной гравировкой. Нос корабля изображает мифическую птицу Хо-о.
Слева направо расположены: сидящий Бисямонтэн с чашкой сакэ в руке, правее от него — божество Дайкоку, играющий на барабанчике. Позади них стоит Дзюродзин с жемчужиной, исполняющей заветные желания. Около мачты танцует с веером в руках божество Фукурокудзю. На корме находятся богиня Бэндзайтэн, играющая на музыкальном инструменте бива, и Эбису с удочкой в руках. В самом конце корабля сидит улыбающийся жизнерадостный Хотэй, с чашкой и бутылкой сакэ в руках.
Считалось, что изделие, в декоре которого использовались изображения Семи богов счастья, приобретало статус «предмета доброго предзнаменования». Дайкоку, образ которого был заимствован из буддийского пантеона (Махакала в индийском буддизме), стал в Японии богом богатства. Его почитали как покровителя крестьян. Считалось, что Дайкоку может «выстукивать приближение счастья». Кроме того, в народной религии Дайкоку отождествляется с мифической фигурой Окунинуси-но микото. Эбису почитали как божество рыбалки и покровителя торговли. Бэндзайтэн считалась покровительницей искусств, в особенности музыки. Фукурокудзю служил гарантом успехов и стремительной карьеры. Дзюродзину молились о ниспослании здоровья и долголетия. Хотэй, которого обычно изображали с большим животом, обеспечивал довольство и счастье в семье.
В Японии до сих пор популярен новогодний обычай помещать под подушку изображение Семи богов счастья на корабле Такарабунэ — чтобы первый сон нового года был счастливым, а сам год принес радость и удачу.