Япония
С экспертным заключением
Окимоно изображает мужчину и девочку, сидящих на коленях напротив друг друга перед жаровней хибати. На столике-подставке между ними виднеется цветок нарцисса. Мужчина демонстрирует свиток какэмоно с изображением цветущей хризантемы и маленькой порхающей бабочки. Его губы полуоткрыты — скорее всего, он рассказывает девочке о сюжете, изображенном на свитке. Девочка, в свою очередь, указывает на цветущий нарцисс.
Какэмоно — это вертикальный свиток с живописью, чаще всего выполненной на бумаге. Для создания свитка живописную часть обрамляли шелком или парчой. Чтобы свиток висел ровно, снизу его снабжали валиком с наконечниками из дерева или слоновой кости. Как правило, свиток помещался вместе с композицией из цветов в специальной нише токонома, предназначенной для украшения интерьера. Живописные свитки получили распространение в Японии в период Хэйан (794–1185) — это были сюжеты на буддийскую тематику, выполненные тушью в стиле монохромной живописи, испытавшей значительное влияние Китая. В дальнейшем в Японии стали популярны свитки с каллиграфией, а также с изображением цветов и птиц, животных, божеств и других сюжетов, выполненные минеральными красками.
Ввиду своей хрупкости и подверженности выгоранию под воздействием солнечного света какэмоно никогда не висели на стене годами, в отличие от европейской живописи, выполненной масляными красками. Свитки вывешивали ненадолго по уместному случаю или согласно времени года. Несмотря на то, что вертикальные свитки можно было вывешивать на стену, зачастую их лишь разворачивали, чтобы полюбоваться, а затем складывали в ящик для дальнейшего хранения. Для того чтобы продемонстрировать свиток, использовалась специальная длинная бамбуковая палка с раздвоенным металлическим наконечником, которая продевалась через шелковую петлю, закрепленную на верхней части свитка. Эту палочку можно увидеть с обратной стороны свитка на окимоно. Свернутый свиток бережно хранили в коробке томобако, специально изготовленной для каждого свитка из легкой древесины павловнии. Такая коробка служила надежной защитой от вредителей и влаги, свитки в ней сохранялись годами.
Цветочная композиция, стоящая перед героями, состоит из одного цветка нарцисса суисэн. Перед девочкой стоит чайничек для полива. Вероятно, мужчина и девочка заняты украшением ниши токонома. Мужчина разворачивает свиток с изображением хризантемы. Девочка, в свою очередь, указывает на цветок нарцисса: возможно, она намекает на сезонное несоответствие, поскольку пушистые хризантемы говорили о приходе осени, тогда как нарцисс был верным признаком расцвета весны. В то же время в этой миниатюрной бытовой сценке мастер изображает цветы разных сезонов, что для японцев является благопожелательным символом.
На дне произведения в прямоугольном картуше выгравированы два иероглифа «安秀», читающиеся как «Ясухидэ».