Справа внизу подпись и дата: П. Ковалевскiй 1881
Выставки: Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, 2019
Экспертное заключение: ВХНРЦ имени академика И.Э. Грабаря.
Русско-турецкая война 1877–1878 годов оказала огромное влияние почти на все сферы жизни русского общества последних пяти лет правления императора Александра II. Академия художеств, по давно заведенной традиции, отправила в действующую армию известных художников-баталистов - В.В. Верещагина, В.Д. Поленова, П.О. Ковалевского и других. Они стали живыми свидетелями и участниками боевых действий. Позднее, основываясь на собственных этюдах и зарисовках, художники работали над серией полотен, посвященных событиям этой военной кампании.
П. О. Ковалевский был прикомандирован к штабу 12‑го армейского корпуса, возглавляемого великим князем Владимиром Александровичем, вторым сыном императора Александра II. Корпус входил в состав знаменитого Рущукского отряда, которым командовал цесаревич Александр Александрович, будущий император Александр III. В изображенном на картине болгарском селении Брестовец располагались штабы корпуса и всего отряда. Панорамную картину Брестовца создал В. Д. Поленов (сейчас она хранится в Третьяковской галерее). П. О. Ковалевский выбрал более «камерный» сюжет: мастер изображает отряд лейб-гвардии Уланского Его Величества полка за повседневными утренними занятиями. Вдали над селением еще не развеялась туманная дымка. Один из солдат только проснулся, другие - уже оседлали своих лошадей.
Не самая героическая по сюжету, картина П. О. Ковалевского сочетает в себе непревзойденное мастерство художника в передаче образов людей, животных и деталей военного быта.
Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.