Москва
С экспертным заключением: независимая экспертиза произведений иконописи, И.Л. Бусева-Давыдова, 22 апреля 2011 г. (последняя четверть XVII в., круг Симона Ушакова)
Памятник относится к большой группе образов Спаса Нерукотворного последней трети XVII в., исполненных ведущими мастерами Оружейной палаты и их последователями.
Новый иконографический вариант традиционного типа, разработанный Симоном Ушаковым не позже 1660‑х гг. и последовательно истолкованный в духе созданного им же «живоподобного» стиля, знаменовал собой обновление русской иконописи, очищавшейся от искажений и возвращавшейся к древним идеалам.
«Живоподобные» иконы Спаса Нерукотворного, отличающиеся и внешней убедительностью, и возвышенностью образа воплотившегося Господа, должны были восприниматься как достоверные повторения отпечатка лика Христа на Святом Убрусе — архетипа для всех изображений Богочеловека и важнейшего доказательства необходимости иконопочитания. Показательно, что Ушаков создал целую серию подписных икон Спаса Нерукотворного, которые стали эталоном облика Христа, утверждая эстетику «живоподобного» стиля.
Памятник последовательно воспроизводит главные особенности икон Спаса Нерукотворного, относящихся к основному, лаконичному варианту «ушаковского» типа и созданных в поздний период творчества мастера. По наблюдению И.Л. Бусевой-Давыдовой, икона особенно близка «Спасу Нерукотворному», написанному Симоном Ушаковым в 1678 г. (ГТГ; Симон Ушаков, 2015. Кат. 46). Похожи или совпадают контуры убруса с узлами в верхних углах, рисунок заворачивающихся вправо складок, серебристо-белый цвет ткани, тип лика Христа, его легкая асимметрия, рисунок прядей волос и бороды. Как и на многих иконах Ушакова и других изографов Оружейной палаты, под ликом помещена греческая надпись «ΤΟ ΆΓΙΟΝ ΜΑΝΔΙ΄ΛΗΟΝ» («Святой Убрус») в нижней части плата.
Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.