Каргополь или Обонежье
Русские житийные иконы пророка Илии отличаются разнообразием сюжетного состава клейм и композиций в среднике, отражающим широкое почитание святого в разных слоях общества (о русской иконографии Илии см.: Саенкова, 2014 / 1). Среди памятников этой группы известны и относительно редкие образы с фигурой стоящего пророка, и более распространенные иконы, где в среднике представлен Илия в пустыне. Публикуемое произведение принадлежит к третьему, также крайне популярному варианту с композицией «Огненное восхождение пророка Илии», которая, часто встречаясь в качестве самостоятельного сюжета, уже с XV столетия появляется в средниках русских житийных образов (самый ранний пример — среднерусская икона начала или первой трети XV в. из собрания Г.М. Прянишникова в Городце, НГХМ; Небесный Нижний, 2021. Кат. 256). Частый выбор именно этой сюжетной сцены объясняется не только ее внешней эффектностью, но и насыщенностью содержания: композиция демонстрирует сверхъестественные способности Илии, подтверждая представления о пророке как повелителе стихий, и напоминает о том, что Илия, вознесшийся на небеса и не видевший смерти, является одним из важнейших ветхозаветных персонажей — прообразов Христа.
Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.