Акулинин // Мир и Антимир // 2001 г. // 100 × 80
Публикация: Кинетизм: группа «Движение», 1962–1976 : [альбом]. — 2-е изд. дополненное и исправленное. — М. : Знак, 2016. Б/п
Работа происходит из собрания семьи художника
Владимир Акулинин (1943) — советский и российский художник-кинетист, один из старейших участников группы «Движение», представители которой стремились к синтезу искусства и науки, создавая произведения, выходящие за традиционные жанровые рамки, — мобили, пространственные конструкции, оптическую живопись и графику, звуковые и световые инсталляции. При этом новаторские работы молодых советских авторов были не только созвучны экспериментам первых имен мирового кинетического направления (А. Колдера, Н. Шоффера, Ж. Тенгли и др.), но и состояли в непосредственном диалоге с наследием русского авангарда (К. Малевича, М. Матюшина, В. Татлина, А. Родченко, И. Кудряшева, братьев Стенбергов).
Визуальная составляющая работы напоминает достижения западного оп-арта, представители которого также стремились добиться разнообразных оптических иллюзий на плоской поверхности холста. Однако если зарубежные коллеги делали акцент именно на создании средствами живописи изощренных оптических эффектов, то в работе Акулинина наблюдается стремление дать художественное осмысление ключевых онтологических вопросов, ответы на которые дают как религия и философия, так и современная наука. Ярко выраженная «космическая» перспектива произведения сближает картину Акулинина на идейном уровне с работами Малевича, Кудряшева, Матюшина. Идейный лидер группы «Движение» Лев Нусберг, оказавший большое влияние на ее участников, в частности, рассматривал кинетическое искусство как высшее проявление человеческого духа: «Искусство должно следовать принципу — в бесконечном хаосе этого мира создавать некое “убежище” для гармонии и равновесия», – писал он (quartagallery.ru).
Эта точка зрения отразилась и в холсте Акулинина «Мир и Антимир» (2001). На непроницаемом черном фоне, отсылающем, вероятно, к темному пространству Вселенной, сияют два круга — «мир» и «антимир», согласно авторской трактовке. Эти два измерения, несмотря на семантическую оппозицию в названии работы, тесно между собой связаны и неотделимы друг от друга, что подчеркивается как их взаимопроникновением, так и перекличкой, наблюдаемой в цветовой гамме. Художник использует яркие спектральные цвета — зеленый, желтый, синий, красный и оранжевый. Пульсирующая энергия света исходит от этих кругов, словно символизируя метафизическое измерение, которое они выражают. Спиралевидные линии, напоминающие пропеллер двигателя, создают оптическую иллюзию вращения. В результате Акулинин добивается живого и концентрированного изображения с особой цветовой ритмикой и динамикой, а в самой работе предпринята попытка осмысления философских аспектов мироздания (Мария Беликова).
Биография на данный момент отсутствует и будет добавлена в ближайшее время.